Такие разные и такие красивые: какие архитектурные памятники украшали города с начала XX века?
Архангельск
Дом Якова Беляевского
Дом Якова Беляевского был построен в 1912 году и, к сожалению, не сохранился до наших дней: его снесли после пожара в 1973 году. Но мы можем увидеть, как архитектору Сергею Пецу удалось, используя традиционный для Севера материал и приемы народного деревянного зодчества, создать разнообразие оконных проемов и декоративных элементов.
Нижний Новгород
Киноконцертный зал «Мир»
Нижний Новгород вслед за культурным вектором всей страны в 1930-е годы переживает переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Интересным примером архитектуры постконструктивизма может служить киноконцертный зал «Мир», выполненный архитектурной мастерской А. Гринберга.
Казань
Дом печати
Дом печати на Баумана выполнен по всем принципам конструктивизма: здесь и простота геометрических форм, и отсутствие декора, и окна, которые образуют своеобразные ленты. «Ритм» зданию придают выступающие лестничные клетки, ризалиты и галереи.
Ижевск
Дача оружейника-фабриканта Ивана Петрова
Дача оружейника-фабриканта Ивана Петрова — деревянный памятник эпохи модерна и редкий пример подобной дореволюционной дачной архитектуры. Доминантой выполненной с элементами «неорусского стиля» дачи является башня с завершающей её шатром.
Хабаровск
Дом-коммуна
Поздние конструктивистские идеи 1920-30-х годов воплотились в строительстве Дома-коммуны в Хабаровске: жилье теперь должно соответствовать «новой советской форме быта». Более того, предполагается, что план здания сверху напоминает по форме серп и молот.
Екатеринбург
Белая башня
Сооружение, в котором воплотилось единство функции, формы и конструкции. Башня, которая раньше была архитектурной доминантой города, сейчас стала неофициальным символом свердловского конструктивизма и Екатеринбурга в целом.
Омск
Клуба железнодорожников им. Лобкова
Черты неоклассицизма и конструктивизма гармонично сосуществуют в архитектуре здания Клуба железнодорожников. О конструктивизме нам говорит строгая функциональность и рациональность расположения пространств, а о неоклассицизме — колонны, лепнина и симметричный фасад.
Махачкала
Дагестанский государственный аграрный университет
Архитектором здания ныне Аграрного университета выступил Иван Жолтовский, автор ряда московских проектов. Сооружение было построено в 1927-1929 годах на невысоком холме над озером. Жолтовский, как последователь ренессанса, передал архитектурному облику черты дворца Капрарола.
Уфа
Городской Дворец культуры
Архитектурный облик Городского Дворца культуры отказывается от «излишеств» в декоре фасадов, которые мы могли бы традиционно увидеть, например, в модерне, но простоту форм и решений он компенсирует масштабом яркого мозаичного панно.