Материалы
Фольклор Культура

Как праздновали пасху

Песни, подарки и цветы: как традиционно праздновалась Пасха
Пасха всегда была особенным событием, к которому готовиться надо заранее. Одним из праздничных увеселений было катание на качелях, а в городах проходили различные представления. С середины XIX века начинают показ предшественников кинематографа: диорам или косморам.
Подарки к Пасхе тоже были особенными. В романе Ивана Шмелева «Лето Господне» можно познакомиться с тем, что могли вручить в праздник. Это могло быть серебряное портмоне-яичко на золотой цепочке, большое сахарное яйцо с золотыми большими буквами или граненое золотисто-хрустальное. Яйца делали из разных материалов — из дерева, из папье-маше, из фарфора и из стекла.
Праздничный стол состоял из кулича, крашеных яиц и творожной пасхи. Часто использовали корзиночки с проросшим овсом или пшеницей, и получалось, что яйца словно лежат на траве. А кулич и пасху украшали бумажными цветами. На стол также ставили цветы: особенно любили нарциссы, гиацинты или любые первые лесные цветы.
Пасхальные песни передавались из поколения в поколение. Обычно песни исполняли во время церковной службы, но в некоторых деревнях они звучали не только в храме, а в уже принятые слова даже добавляли авторские. Исполнители просили о здоровье, достатке или хорошем урожае. Песнопения могли начинать как в первый день Пасхи, так и в первое воскресенье после Пасхи, а заканчивались на Троицу.
Любимой пасхальной забавой в России были покатушки или каточки. Пасхальные яица скатывали по специальной площадке с дорожкой или небольшой горки с целью заполучить яйца других игроков. Также была популярна еще одна игра: яйцо клали на пол, игроку завязывали глаза и уводили подальше. Затем ему предстояло найти то место, где осталось лежать яйцо.
Светлое Воскресение становилось началом новой недели, в течение которой проходили ярмарки. Вся жизнь пробуждалась, так как в деревнях вся эта неделя считалась началом весеннего возрождения после зимы. Традиционно в это время часто совершали сватовство и проводили смотрины.
Во время Пасхи существовала традиция, похожая на рождественские колядки. Дети или мужчины ходили по домам «славить Христа». Заходя в дом, они начинали читать рцейки — пасхальные песенки. Хозяева одаривали христославов или волочебников угощением и деньгами.
Жители Москвы предпочитали отправиться слушать пасхальный благовест на Красную площадь. Но приходили туда в основном взрослые, а дети оставались дома ждать родителей к пасхальному столу. Сестра поэтессы Марины Цветаевой Анастасия вспоминала, как дети бежали навстречу объятьям, пасхе, куличу и подаркам.
А в XVIII веке на «святую неделю» Петербург превращался в большую ярмарку. Также устанавливали большие деревянные качели и горки. Петр I ввел новую традицию — катание на лодках и верейках по Неве и городским каналам. Позже в Пасхальную ночь на Исаакиевском соборе зажигали факелы, которые размещались по углам храма.