Материалы
Искусство

Абрамцевский кружок

Как проведем лето в Абрамцево? Сходим на спектакль, где будет Станиславский и посмотрим на керамику Врубеля
Савва Мамонтов приобрел подмосковную усадьбу у Аксаковых в 1870 году. К концу второй половины XIX века купцы и промышленники нередко давали опустевшим дворянским домам новую жизнь. Савва Мамонтов обучался в юности пению в Италии, а после знакомства там со скульптором М.Антокольским начал заниматься ваянием, как позже и Шаляпин уже в кругу Мамонтова.
И неудивительно, что именно вокруг семьи Мамонтовых со временем складывается такая творческая и художественная атмосфера. Его жена Елизавета Григорьевна была пианисткой, сначала ею были открыты в Абрамцеве лечебница и школа, а уже позже в усадьбе появились столярная и гончарная мастерские.
Елизавета Григорьевна Мамонтова в кабинете в Абрамцево
Художники Абрамцевского кружка участвовали также в постановках Частной оперы, во главе с Мамонтовым, который, помимо всего, был драматургом и режиссером. Этот «универсализм» позволяет некоторым исследователям проводить аналогию между ними и художниками эпохи Возрождения.
В Абрамцеве. 1887 год. В.А. Серов, М.А. Поленов, М.М. Атокольский, Е.Г. Мамонтов, П.А. Спиро, И.С. Остроухов, С.И. Мамонтов, Н.В. Поленов, Е.Д. Поленова.
Абрамцевский кружок формируется вокруг сознательного поиска «национальной ноты», как говорил Врубель, или что Серов обозначал как «отрадное». Сам Мамонтов отмечал, что «мало знать, надо чувствовать привлекательность родной красоты» и «показывать в картинах поэзию родной жизни и родных людей».
В начале 1880-х годов Абрамцево стало «самой лучшей на свете дачей», по выражению И.Репина, для В.Серова, К. Коровина, В. Васнецова, М. Врубеля и других. Художники проводили здесь лето вместе со своими семьями, размещаясь в главном усадебном доме, в летних деревянных строениях и флигелях.
Деятельность Абрамцевского кружка положила начало неорусскому стилю в архитектуре, поскольку художники, помимо прочего, также занимались возрождением утраченных и забытых народных ремёсел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки — а Мамонтов финансировал экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся древних памятников.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Абрамцево)
Елена Поленова и Виктор Васнецов создавали эскизы, по которым уже в мастерской местные резчики делали деревянные сундуки и мебель. И до сих пор вызывают интерес майоликовые вазы, декоративные панно и изразцы для каминов М. Врубеля, созданные в гончарной мастерской усадьбы.
Участники кружка проводили и любительские спектакли, которые, начиная с 1878 года, ставились каждый сезон. Зимой они показывались в особняке на Садовой-Спасской в Москве, а летом — в Абрамцеве. Художники не только создавали декорации, костюмы или афиши, но и выступали как актеры. Принимали участие в спектаклях также К. Станиславский и Ф. Шаляпин. А самой знаменитой постановкой «Снегурочка» по эскизам В.М. Васнецова.