Материалы
Искусство

«Троица» Андрея Рублева: цвет, композиция и символы

Художественный критик Николай Пунин называл Рублева одинокой звездой на небосклоне Древней Руси. Рассказываем про одно из самых известных произведений иконописца — «Троицу»
Рублев по-новому открывает колорит и иерархичность красок на иконе: самым активным цветом композиции здесь является небесная лазурь, в то время как золоту (обязательной принадлежности иконы!) достаётся только роль аккомпанемента. Но стоит сказать, что и в более ранних миниатюрах Евангелия Хитрово, авторство которых приписывается Рублеву, уже виден навык владения иконописцем палитрой лучезарных тонов.
Рядом с лазурным цветом Рублев расположил темно-красный, чьим тяжелым тоном расписан рукав среднего ангела. Такой контраст отличает его от других. Ангел по его правую руку написан в розоватом плаще и голубом хитоне, а слева — в зеленом плаще и синем хитоне.
Но дело не только в самих красках, но и в приемах их нанесения. Значительные утраты красочного слоя не позволяют в полной мере увидеть первоначальное равновесие красок, но даже сейчас мы все же можем заметить прозрачные лессировки и высветления. Так Рублев вновь и вновь показывает нам, что мы видим перед собой лишь нечто светлое, похожее на сон.
Многочисленные исследования посвящены трём фигурам на иконе и их значению. Возможно, на икону не следует смотреть с точки зрения нашего современного подхода и желания разгадать, кого конкретно изображает каждая фигура, ведь Рублев будто добивался совсем другого: показать не различие фигур, а их единство. Тем не менее важным будет упомянуть некоторые из точек зрения на то, кого и где мы видим.
Трудность, конечно, обусловлена метафоричностью образов. «Как три грации в античных рельефах или в картинах Боттичелли и Рафаэля», фигуры на иконе Рублева имеют столько иносказательного, что их значение приобретает общечеловеский смысл.
Композиция, вписанная в круг, является традиционной ещё для ранних произведений Рублева, но именно в «Троице» она будто приобретает особый философский смысл, утверждая единое целое трех фигур. Однако «спокойствие» и симметрию в верхней части иконы нарушает положение средней фигуры с её склонением головы: это решение позволяет вывести общую атмосферу из оцепенения.
Но на иконе можно увидеть и равнобедренный треугольник. В таком случае считают, что вершиной может служить Бог Отец, а древо за ним — обозначать древо жизни.
Самая же распространенная версия толкования фигур рассматривает ангела посередине как Сына: об этом нам намекает одежда Христа на центральном ангеле. Древо же тогда символизирует крестное древо, на котором был распят Христос.
Поэтому некоторые ответы мы можем найти и из пейзажных элементов. Светозарные палаты здесь не только иллюстрируют дом Авраама, но и являются символом Христа-Домостроителя, а гора — образом «восхищения духа».