Материалы
Музыка

Могучая кучка: история музыкального общества

Как звучит XIX век? Рассказываем о важном объединении, открывшем новый этап в истории музыкальной культуры.

Кто входил в творческое содружество?

«Могучая кучка» — это творческое объединение композиторов, которое действовало с конца 1850-х годов. Название было предложено музыкальным критиком Владимиром Стасовым. Также это объединение называли Балакиревским кружком, по имени его лидера Милия Балакирева. В состав «Могучей кучки» также вошли А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский и Н. Римский-Корсаков. Многие из них сделали музыку своим главным занятием, хотя порой и занимались другой профессиональной деятельностью.

Какая была общая идея у «кучкистов»?

Представители объединения считали, что приверженность основам консерваторского образования привела к тому, что музыкальная культура утратила свою национальную самобытность. Тематика произведений «кучкистов» же в основном посвящена народной жизни и её интересам. Композиторы «Могучей кучки» регулярно собирали, изучали и перерабатывали фольклорные образцы. В своих работах — как симфонических, так и оперных — композиторы смело использовали народные мотивы.
Но композиторы проявляли значительный интерес и к музыкальным традициям других народов, о чём свидетельствуют многочисленные примеры использования ими грузинских, татарских, испанских, чешских и иных национальных мелодий и мотивов. Участники объединения даже организовывали музыкальные экспедиции. Примером может служить экспедиция Балакирева, который в ходе своего путешествия по Волге в 1860 году собрал материал, ставший впоследствии основой сборника «40 русских народных песен».
Наряду с творчеством Глинки, кучкисты также черпали вдохновение в работах Александра Даргомыжского. Его опера «Каменный гость» значительно повлияла на развитие русской оперы. Она не содержит арий или ансамблей (исключая два небольших вставных романса Лауры) и полностью основана на мелодических речитативах и декламации с музыкой.
Александр Бородин был одним из участников «Могучей кучки», который успешно сочетал композиторскую деятельность с занятиями химией. Важно отметить, что такая работа привела к тому, что Бородин оставил сравнительно небольшое музыкальное наследство — чуть более двадцати произведений, в том числе оперу «Князь Игорь». Опера была посвящена памяти Михаила Глинки, который был Бородину близок по духу.

Модест Мусоргский стремился приблизить искусство к реальной жизни и найти общедоступный музыкальный язык. Социальная тематика занимала центральное место в его творчестве. Мусоргский также был любимым композитором Федора Шаляпина, который так писал о своем восприятии творчества композитора: «То, что играл и пел Усатов из Мусоргского, ударяло меня по душе со странной силой. Чувствовал я в этом что-то необыкновенно близкое мне, родное. Мусоргский бил мне в нос густой настойкой из пахучих родных трав».

Николай Римский-Корсаков — самый молодой член «Могучей кучки». Он быстро развивался как композитор, и к концу 80-х создал ряд блестящих произведений, которые во многом опережали работы его старших коллег. Тем не менее, он утвердился как мастер к тому времени, когда объединение уже перестало существовать. Римский-Корсаков часто брал сюжеты из русской жизни, хотя его творчество было разнообразным: он использовал в своих операх исторические сюжеты, сказки, мифы, бытовые драмы. Для его опер характерны одухотворенность, красота и поэтичность. Кроме того, Римский-Корсаков всегда был открыт для новых идей и способствовал развитию новых музыкальных направлений.

А какое значение это объединение имеет для истории?

Деятельность «Могучей кучки» стала важной эпохой в истории русского и мирового музыкального искусства. Они создавали классические музыкальные произведения, используя народные темы. Их творчество также повлияло на французский импрессионизм, включая произведения К. Дебюсси, и М. Равеля.