Материалы
Культура

Культурные увлечения с 1820-ых по 1900-е

Чем заняться: пойти в салон, философский клуб или на балаган?

1820-е годы

Побеседовать в философских клубах о высоком

В 1823-1825 годах в Москве существовал философский кружок «Общество любомудрия», которое сыграло заметную роль в разработке теории искусства. Их деятельность в этом направлении являлась реакцией на романтическую эстетику декабризма. А интеллектуальные искания членов этого общества отразились в их философской поэзии. Но лучше поспешить: общество распустят после восстания декабристов.

Посетить салон

Особое место среди культурных увлечений занимало посещение салонов, которые в 1820-е годы становятся центром литературной жизни. Литература и поэзия были предметом интереса всего собиравшегося в салонах общества. Салон соединял серьезные интеллектуальные разговоры и почти детские забавы. Гости сочиняли шарады и ставили «живые картины»: это когда несколько одетых и иногда слегка загримированных людей старались воспроизвести художественное полотно.
Файл:Zinaida Volkonskaya's salon.jpeg — Википедия
«Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей»

Посмеяться на балаганах

Наибольшее число балаганов сооружалось на Масленицу и на Пасху. В идущих в балаганах пантомимах значительную роль всегда играл Пьеро, один из персонажей французского фарсового театра. В России он получил имя «паяца». Будучи комическим персонажем, паяц в белой одежде с красными пуговицами, с длинными рукавами и с набеленным лицом выходил на раус, чтобы зазывать публику.
«Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

Узнать о традициях и обычаях

В обществе внимание к старине и народным ценностям было выражением «гражданской добродетели». Любопытное внимание к происшествиям, к древностям, к местным обстоятельствам и обычаям стало повсеместным. Так что старались сохранять не только культурные памятники, но и культурную среду в целом, будь то город или село. К этому времени уже были опубликованы некоторые летописные списки и памятники русского права. Расширялся круг любителей русской старины, которые искали в истории аргументы для защиты само бытности культуры.

1840-е годы

Писать статьи и обзоры

В столице антиромантические настроения были более ощутимы, так как здесь росло число новых периодических изданий и их читателей. Литература превращалась в профессию, сближалась по своему общественному статусу с журналистикой, книгоизданием и даже книготорговлей. Поэтому неизбежной стала взаимосвязь литературной деятельности и «смежных профессий»: литературной критики, публицистики и книгопечатания.

Делать фотографии

В 1840 году в Москве появился один из первых салонов портретной фотографии гравера Алексея Грекова. Но во время сеанса, чтобы на фотографии не получиться с закрытыми глазами, надо быть внимательнее: первые портреты снимали на очень длинной выдержке. Прорисовкой глаз в ателье занимался ретушер, который устранял также все неточности снимков и по желанию клиента раскрашивал портреты акварелью. Так начинал, например, свою художественную деятельность Крамской.

Послушать шарманку

В 1840-е годы шарманка и шарманщики становятся стержневой частью городской народной культуры. Литература и живопись показывают, что шарманка, занесенная в Россию из Западной Европы, в 40-е годы XIX столетия воспринимается как типичная и неотрывная часть «простонародной» культуры города. Часто один исполнитель совмещал несколько артистических «профессий». Также было распространено создание небольших бродячих трупп.

Романтизация жизни денди

Черты дендизма стали более устойчивыми. В поведении денди большую роль играли очки, а еще поза разочарованности и пресыщенности. В «Барышне-крестьянке» Пушкин с иронией говорит об этой моде, как можно было произвести впечатление, если появиться «мрачным и разочарованным» и заговорить «об утраченных радостях и об увядшей своей юности».

1860-е годы

Добавить в плейлист «Могучую кучку»

В начале 1860-х годов сформировалась группа, поставившая своей целью развитие в русской музыке национального стиля. Её главным вдохновителем был Милий Балакирев. Название «Могучая кучка» было дано им поклонниками. Они брали свои темы из народной музыки и народных преданий. Их оперы писались на исторические и мифологические сюжеты, часто восточные или русские народные.
«Могучая кучка» А.В. Михайлов

Посмотреть на фокусников и посетить кафе-концерт

В Санкт-Петербурге был открыт семейный сад, известный впоследствии как «Демидов сад», или «Демидрон». Основанный Егаревым — петербургским антрепренером, содержателем балагана на Марсовом поле, сад вскоре превратился в модное увеселительное место столицы. Начав с духового оркестра и обычного дивертисмента с гимнастами и фокусниками, Егарев, по примеру «Минерашек», любимого места отдыха петербургского высшего света пушкинского времени, стал ориентироваться на популярные парижские жанры. В 1879 году он открыл здесь зимний кафе-концерт «Фоли-Бержер», а после построил каменный театр, в котором работали различные антрепризы.

Сходить на публичный бал

К увлечениям также относилось и посещение танцевальных залов, или танцклассов. В начале 1860-х годов ими назывались публичные балы. Чрезвычайно популярными были петербургские танцклассы К.М. Марцинкевича. Посещали «Марцинки» не только «гризетки, горничные, ремесленные кокотки, швейки, их кавалеры — приказчики, студенты и разного рода кутящий люд, от чуйки до господина во фраке», но также и М.Е. Салтыков-Щедрин, и многие другие деятели русской культуры.

Отправиться в археологическую поездку

Возрастающий интерес к исследованиям древностей, а также к истории и культуре своего края, стал причиной организации краеведческих обществ, проводивших исследования на всей территории России. Стали проводиться объединившие провинции археологические съезды. Состоялось 15 съездов членов Археографического общества, раз в два года поочередно собиравшихся в исторически значимых российских городах и оставившие публикации, исследования и описания памятников отечественной культуры.

1880-е годы

Послушать дивертисментов

В наборе привычных развлечений, доставшемся 1880-м годам от предыдущих десятилетий, особое место занимали дивертисменты. Они шли в театрах по окончании спектаклей, иногда перед началом и в антрактах. Непременными участниками таких дивертисментов являлись куплетисты, представители так называемого разговорного жанра.

Сходить в цирк

В 1880 году первых зрителей принял каменный цирк Альберта Саламонского на Цветном бульваре. С появлением стационарных цирков меняется цирковой репертуар: конные номера уступают место акробатам, гимнастам и жонглерам. Программы дополнялись «живыми картинами», пантомимами и балетами. Саламонским в 1883 году был приглашен оркестр А.И. Александрова, собранный из крестьян Владимирской губернии, играющих без нот русские песни и былины на деревянных инструментах - дудках, рожках, свирелях, а в 1885 году в цирке гастролировал певец и балалаечник Ушканов.

Посетить «народные чтения»

«Народные чтения» заняли важное место среди культурных увлечений. В весенне-летний период возрастала активность, большинство населения было занято на промыслах, и периодические издания ежегодно фиксировали полное прекращение чтений в это время. Зато зимой лимит свободного времени позволял горожанам уделять внимание вопросам собственного просвещения.

Узнать новое на экскурсии

Появляется представление о музее не только как о научном, но и образовательном институте. Впервые начинают проводиться экскурсии, а из среды музейных работников выделяется новый персонаж музейной деятельности — экскурсовод. Постепенно складываются два типа экскурсий. Первый по времени возникновения тип — «образовательные путешествия» или «дальние прогулки», второй — учебные экскурсии, которые становятся частью преподавания отдельных школьных дисциплин.

1900-е годы

Прийти на общественную лекцию

В 1900-х годах появляются новые моменты в деятельности местных клубов. Они начали проявлять интерес к лекционной деятельности. В качестве лекторов приглашали местных и приезжих адвокатов, врачей, литераторов. Иногда лекции сопровождали картинами «волшебного фонаря», это аппарат для проекции изображений.

Участвовать в общественной благотворительности

В стиле модерн проводятся балы «Среди цветов», «Флора», организуются праздники, благотворительные акции. Одной из общественных акций летом 1911 года стал «День белого цветка», который проводился с целью создания фонда помощи туберкулезным больным. Праздник начался на театральной площади, откуда автомобиль в пихтовых ветках, цветах и голубых флагах с церемониальным шествием двинулся по дороге.

Посмотреть «кино аттракционов»

Кинематограф уже к концу 1900-х годов стал привычным культурным увлечением. Он был передвижным, странствующим или «гастрольно-железнодорожным». Кино первого десятилетия своего существования имеет различные определения — ярмарочное или балаганное, кино примитивов, «кино аттракционов». Раннее кино было связано не с повествованием, рассказом, а являлось ярмарочным представлением. Оно не рассказывало истории, а удивляло трюками и фокусами.