ЛУГ
Культура

Меценаты и благотворители: 5 личностей

Меценатки, предприниматели и благотворители: благодаря кому создавалось культурное наследие
В 1877 году Надежда фон Мекк познакомилась с Петром Чайковским. Между ними завязалась дружеская переписка. Меценатка выделяла Чайковскому годовое пособие в 6000 рублей, благодаря которому Чайковский смог уйти из Московской консерватории и заниматься сочинительством. А позже именно Надежда фон Мекк убедила Чайковского не бросать музыку из-за обрушившейся на него критики.
Композитор посвятил Надежде фон Мекк Первую сюиту для оркестра, Траурный марш и Симфонию № 4, из которых сохранилась только симфония. На титульном нотном листе Чайковский сделал надпись «Посвящается моему лучшему другу», так как фон Мекк попросила Чайковского не указывать на партитуре ее имя.
Меценатка Мария Клавдиевна Тенишева была почетным членом первого в России союза художников. Она основала «Училище ремесленных учеников», а вместе с Ильей Репиным — рисовальную школу, и даже создала на Смоленщине аналог подмосковного Абрамцева — Талашкино. Тенишева ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры и сама непосредственно внесла заметный вклад в изучение и развитие отечественной культуры.
Меценатка финансировала труды, связанные с развитием нового искусства. Хотя она далеко не всегда встречала понимание, даже со стороны тех людей, которым помогала, художник Николай Рерих с благодарностью вспоминал деятельность Марии Клавдиевны. А это — мастерские, спектакли, малютинские теремки и выставки как в России, так и за границей.
Маргарита Кирилловна Морозова особенно поддерживала философские объединения, финансировала выпуск журналов и газет, и даже основала свое издательство «Путь». Меценатка также поддерживала С.Дягилева и А.Скрябина, и стала одним из основателей Вятского художественного музея. Не будь Морозовой русская философия, литература, музыка и живопись Серебряного века недосчитались бы многих творений.
Портрет М.К. Морозовой, 1910
Идею Ивана Цветаева о создании Музея изящных искусств поддержал Ю.С. Нечаев-Мальцов. Помощь Нечаева-Мальцова в деле создания музея была решающей: он финансировал строительство и оплачивал заказы на изготовление копий и слепков произведений искусства для музея. В 1897 году меценат купил в Египте первые подлинные предметы древнеегипетского искусства для музейной коллекции.
Н.А. Римский-Корсаков вспоминал о своем знакомстве с Митрофаном Петровичем Беляеве как о встрече «с замечательным человеком, имевшим такое огромное значение для русской музыки». Беляев проводил конкурсы на сочинение ансамблей и выплачивал из своих средств поощрение за произведения, признанными лучшими, а затем награждал «Глинкинскими премиями». Благодаря меценату в мире состоялась и зазвучала русская музыкальная мысль.