Материалы
Кино

Лучшее немое кино Российской империи

Погрузимся в историю, чтобы узнать, как начинался кинематограф

«Стенька Разин» («Понизовая вольница»), 1908

История русского немого кино началась с выхода в 1908 году фильма «Понизовая вольница», он же «Стенька Разин». Одновременно с премьерой «синематографической пиесы», то есть театрального спектакля с кинофрагментами, в Петербурге показали уже полностью смонтированный фильм. Работа, как писали о ней современники, представляет собой «роскошную и выдержанную в историческом колорите картину».

«Ухарь-купец», 1909

«Ухарь-купец» снят по мотивам сюжета одноименной народной песни. Создатели фильма вручную разрисовали каждый кадр, поэтому его можно назвать первым в истории отечественного кино цветным фильмом. Одна из первых крупных и удачных работ Василия Гончарова, ставшая самым кассовым фильмом 1909 года.

«Месть кинематографического оператора», 1912

Первый кукольный мультфильм «Месть кинематографического оператора» был предназначен не только для детской аудитории, и сам по себе «взрослый» сюжет никого не удивил. А детализация и крохотные декорации, созданные Старевичем, впечатляла зрителей не только в России, но и за рубежом.

«Домик в Коломне», 1913

В русском немом кино мало комедий, но фильм «Домик в Коломне» режиссера Петра Чардынина — один из лучших примеров этого жанра. Пушкинская поэма экранизирована с приемами фарса с переодеваниями. Но методы оправдали себя: «Домик в Коломне» не только имел успех у современников, но и стал образцом для следующих комедийных работ.

«Пиковая дама», 1916

Художника фильма на создание образов вдохновили работы Александра Бенуа, который не только проиллюстрировал «Пиковую даму», но и работал над несколькими спектаклями по Пушкину. Сейчас «Пиковая дама» стала классикой русского немого кино, а в свое время картина была оценена неоднозначно и стала предметом фельетонов.

«Жизнь за жизнь», 1916

Главной музой картины была Вера Холодная. В фильме «Жизнь за жизнь» режиссер как театральный художник особое внимание уделил атмосфере и декорациям. Фильм получил большую популярность, но редкий критик обошел вниманием знаменитые бауэровские колонны, которые можно увидеть «и у миллионерши-купчихи, и у банкира, и у разоряющегося аристократа».