Материалы
Искусство Архитектура

Искусство фрески: от Древней Руси до модерна

Фреска и её художественные особенности менялись вместе со временем: рассказываем, как это происходило
Антониев монастырь в Великом Новгороде был основан Антонием Римлянином. Это один из первых храмов, построенных на частные деньги — до того все каменные храмы строились преимущественно по заказам князя. Фрески храма, выполненные в начале XII века, являются одними из немногих, которые сохранились в стиле Проторенессанса. Манера исполнения указывает на их создание западными мастерами, хотя сами произведения сохранились не так хорошо.
Поскольку Даниил Чёрный работал совместно с Андреем Рублёвым, то возникла проблема разделения их произведений. Даниилу принадлежат те фрески и иконы, в которых можно заметить приметы школы письма XIV века, так как в его произведениях обнаруживаются приметы иконописания более старого стиля. Как, например, в работе под названием «Лоно Авраамово».
Фрески Дионисия сравнивают с живописью итальянского Возрождения. Роспись Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря хорошо сохранилась, и сейчас можно увидеть то же, что и на рубеже XV-XVI-го веков. В арке Северного входа даже есть надпись о том, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады», то есть сыновьями. Во фресках можно увидеть неповторимый стиль мастера, владеющего голубым светом.
Изографы XVII века Гурий Никитин и Сила Савин создали цикл фресок, одним из лучших фрагментов которого является «Жатва». Здесь нельзя увидеть иллюзорность глубины, хотя мастера и владели перспективой: она просто противоречила общему принципу всего живописного ансамбля храма и не отвечала его строю. Из западных образцов художники заимствовали темы, сюжеты и архитектурные элементы, но композицию они всегда переводили на условный язык.
Традиции древнерусской живописи и барокко совместились в росписях Церкви Воскресения Христова в Пучеже, выполненных в начале XVIII века. Барочные фрески, которые отличаются пышностью, покрывают стены и своды церкви и трапезной палаты. Пособием для художников XVII-XVIII веков стало западноевропейское издание Библии Пискатора, но традиционные приемы также сохранялись.
В ярославских церквах XVIII века сохранились росписи с декоративными и народными образами и с особой фольклорностью сюжетов. Все фрески Церкви Благовещенья отличаются самобытностью и национальным стилем. Создателями этих фресок были мастера ярославской школы, особенно прославившиеся своими работами XVII века.
За фрески во Владимирском соборе Виктор Васнецов был удостоен почетного звания профессора живописи, а о нем заговорили как о «религиозном гении». Перед началом работы художник отправился через Варшаву и Вену в Италию, чтобы увидеть фрески мастеров эпохи Возрождения. В произведениях Васнецов пытался найти и сформулировать современное переживание веры, которое отвечало бы его эпохе.
Нестеровские фрески же более лиричны. В них ещё живёт мечта о Ренессансе и возрождении искусства Дионисия. Вместе с тем, они и более приближены к духу модерна: это видно в их декоративной композиции, утонченности и колорите. Художник в работе над фресками обращается к жизни: в многочисленных натурных эскизах он прорабатывает детали, человеческую фигуру и лицо.
Михаила Врубеля для работы над фресками Прахову посоветовал Чистяков. Чтобы понять силы художника, Прахов поручил ему воссоздать фреску ХІІ века с изображением Архангела Гавриила, от которой осталась только графья — процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. Надо было заново создать образ. Врубель «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах», и прекрасно справился с задачей.