Курсы
Амазонки авангарда

Ольга Розанова

Художественная индивидуальность Ольги Розановой затрудняет попытку отнесения её к какому-либо конкретному направлению авангарда, хотя особое место в её творческой биографии занимают кубофутуризм и супрематизм. Во всех её работах, которые созданы в очень короткий период, можно выделить преобладающую роль цвета.
Автопортрет. 1912 год. Ольга Розанова. Холст, масло. Ивановский областной художественный музей.
Путь художницы Ольга избрала в восемнадцать лет. В 1904 году она поступила в Частное Художественное училище живописи и скульптуры А. Большакова, а в 1907 году — в Художественную школу К.Юона, где также училась Любовь Попова, а ещё чуть позже и Варвара Степанова.
Становление Розановой как художницы действительно происходило в творческой среде, куда входили Малевич, Крученых, Гончарова, Филонов и Ларионов, а её живопись вобрала в себя все этапы развития современного искусства, от позднего импрессионизма и кубизма до супрематизма и «цветописи».
1908-1910-е годы образуют первый самостоятельный период в творчестве Ольги, во время которого художница обращается к разнообразным жанрам: натюрмортам, пейзажам, портретам — в них можно заметить бубновалетовский стиль с его лубочностью и примитивистским гротеском. Посмотрите, например, на портрет Якулова Петра Кончаловского и работу Розановой «На бульваре».
Портрет художника Г.Якулова. 1910 год. Пётр Кончаловский. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
«На бульваре». 1911-1912 года. Ольга Розанова. Холст, масло. Самарский художественный музей.
В 1911 году Розанова вступила в художественное объединение «Союз молодежи». Объединение просуществовало до 1914 года. Эти четыре года можно выделить в следующий период её творчества, посвященный кубофутуризму.
К середине 1910-х годов авангард настолько преуспел в развитии концепций и художественных систем, что уже даже в нем художникам порой было необходимо нарушать общепринятые «нормы и правила». На «Последней футуристической выставке “0,10”» был представлен новаторский подход Розановой, заключающийся в синтезе кубофутуризма и ранних приемов абстракции. В рельефах «Автомобиль» и «Велосипедист» уже виден этот переход к необъективному искусству, где строгие и монолитные супрематические формы передают ритм и динамизм.
«Автомобиль». 1915 год. Ольга Розанова. Несохранившийся рельеф. Дерево, кирпич, стекло, верёвка.
«Велосипедист». 1915 год. Ольга Розанова. Несохранившийся рельеф. Дерево, жесть.
В первой её книжной работе, графике к произведению «Бух лесинный» Алексея Крученых и Велимира Хлебникова, Розанова представила литографированный текст и обложку, абстракции и ироничный рисунок. Пластические образы, которые были бы созвучны тексту, художница создала явно под вдохновением от творчества Натальи Гончаровой. Имена художниц часто произносятся вместе, хотя влияние Гончаровой на Розанову не было столь долгим. Ольга стремилась переосмыслить весь полученный опыт от той творческой среды, в которой она находилась.
Обложка к книге «Бух лесинный». Ольга Розанова. 1913 год.
Иллюстрация «Влюбленная пара» к книге «Бух лесинный». Ольга Розанова. 1913 год.
В 1910-х годах, когда Розанова экспериментирует с цветом и формой, она работает над серией игральных карт. В них ещё прослеживается гончаровский и ларионовский неопримитивизм, и не только в стилистике, но и в самом выборе материала, поскольку примитивистов также привлекал формат игральных карт, который в определенной степени является примером современного городского фольклора.
Короли, королевы и валеты сделаны нарочито резко, контрастно, где яркие цвета располагаются вместе с черно-серой палитрой, в духе и традициях кубофутуризма и неопримитивизма, но они уже отражают значение основного фундаментального принципа будущих работ Розановой — цвет.
Одновременное изображение бубнового и червонного королей. 1912-1913 годы. Ольга Розанова. Холст, масло. Астраханская картинная галерея имени Кустодиева.
Свои взгляды Ольга Розанова выразила не только в творчестве, но и в теории. Она писала статьи, например, «Основы Нового Творчества и причины его непонимания» и манифесты, в том числе и манифест «Союза молодежи» от 1913 года.
«Вот наш девиз: “В беспрерывном обновлении будущее Искусства!” Мы широко открываем двери всем молодым, кому девиз наш дорог, чьи руки сильны, чтобы высоко держать наше знамя, и оставляем за дверью всех сомневающихся, расчётливых, не знающих куда пристать <...>».
В конце 1916 года Розанова переехала в Москву, где стала участницей группы Малевича «Супремус», несмотря на личное отношение к художнику, которое не было столь положительным, поскольку в определенной момент Розанова чуть ли не обвинила Малевича в плагиате.
Супрематизм разделяет философию и взгляды кубофутуризма на искусство, которое вновь становится для художников «инструментом» для освобождения живописи, поэзии и музыки. Но, как отмечает одна из главных исследовательниц творчества Розановой Нина Гурьянова, если для Малевича главным в супрематизме является краска как материальная составляющая и как воплощение некой вещественности в живописи, а пигмент становится выразительным средством наравне с формой и линией, то для Розановой совсем наоборот: для нее сущность цвета нематериальна вовсе, цвет не отвечает на вопрос «как?» в искусстве, то есть не является инструментом или средством. Для Ольги цвет — цель, к которой художник должен стремиться.
Супрематизм. 1916-1917 годы. Ольга Розанова. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Её самобытный взгляд на искусство и вклад в развитие абстракционизма позволяют нам провести некую линию от работ Розановой к работам Марка Ротко. На посмертной выставке Розановой 1918 года были представлены её колористические изыскания, в которых беспредметная композиция создается из «освобожденного» цвета.
«Зелёная полоса». 1917 год. Ольга Розанова. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов
Известный коллекционер авангарда Георгий Костаки высоко оценивал наследие Ольги Розановой, столь рано ушедшей из жизни. Художницы не стало, когда ей было всего 32 года.
«Именно ее работа открыла мне глаза на притягательную силу, на существование авангарда <...> Розанова, умершая в 1918 году, создала произведения, абсолютно выходящие за пределы своего времени»

Источники

  1. «Ольга Розанова и ранний русский авангард», Нина Гурьянова
  2. «Гадание на картах Ольги Розановой. Символическое сходство», Фаина Балаховская «Amazons of the avant-garde: Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova» by John E. Bowlt and Matthew Drutt