Материалы
Музыка

Эдуард Артемьев

Эдуард Артемьев — это композитор, которому удается создать нечто иное, чем просто музыку: он иллюстрирует звуком не кадр, а чувства, изображенные на нём.
Композиция «Три товарища», по воспоминаниям Эдуарда Артемьева «придуманная сразу и набело», является главной темой дебютной ленты Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Работа над картиной прервалась, в связи с призывом Михалкова на службу, и из воинской части режиссёр пишет Артемьеву: «Думай о картине! Не забывай её! Только ко всему, о чём мы с тобой говорили, добавь ещё цепкости, зубов скрежета, и знаешь…когда сильный человек бабочку в руках держит…Понимаешь ли?»
Работу «Раба любви» Эдуард Артемьев называет «особенно дорогой»: музыка фильма была создана им словно на одном дыхании. Центральное место в музыкальной драматургии картины отведено лейтмотиву, связанному с образом главной героини, тема которой возникла в воображении композитора под впечатлением от рассказа Михалкова о сцене объяснения актрисы с оператором. Чтобы почувствовать характер Ольги, Артемьев с Михалковым смотрели в подготовительный период работы над фильмом русские немые киноленты с участием Веры Холодной.
Тарковский сказал Артемьеву, что в картине «Солярис» ему нужен не композитор, а композиторский слух для того, чтобы вдохнуть в организованные шумы жизнь: в кадре, где водоросли колышутся в ручье, Артемьеву было необходимо создать «ощущение человеческого тепла». Саунд-дизайн композитора окружил хоральную прелюдию Иоганна Себастьяна Баха, выбранную Тарковским, и Артемьеву удалось создать одну из наиболее одухотворённых музыкальных тем в кино.
Музыкальная тема «Сталкера» по замыслу режиссера должна раскрывать идею объединения Востока и Запада. Проблема сближения двух культур была решена Артемьевым музыкально: на синтезаторе был создан звук, очень похожий на звук вины, индийского инструмента, постоянный и меняющийся одновременно, также были использованы импровизации бакинского тариста, а на блок-флейте была исполнена основная мелодия под этот аккомпанемент. Когда Тарковский пришел послушать готовый результат, то был в восторге.
Новаторский метод Эдуарда Артемьева, заключающийся в соединении оркестра, шумов и звуков природы, который был представлен им в музыкальных темах к фильмам «Солярис», «Сталкер» и «Зеркало», позволил композитору приобрести признание не только в России, но, в частности, и в Японии, где интерес к музыке Артемьева возник после его первой совместной работы с Андреем Тарковским.