Курсы
Амазонки авангарда

Наталья Гончарова

Наш разговор начнётся с одной из самых ярких представительниц русского авангарда, в творчестве которой соединилось, на первый взгляд, несопоставимое: наследие русского лубка и иконы сосуществуют в её работах вместе с западноевропейским кубофутуризмом и фовизмом.
«Автопортрет с желтыми лилиями», 1907 год. Наталья Гончарова. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Наталья Гончарова родилась 21 июня по старому стилю в один год с Пабло Пикассо, 1881-м. Она провела детство в Тульской области, откуда в 1892 году Наталью отвезли в Москву для обучения в гимназии. После выпуска из учреждения будущая художница по совету матери поступила на историко-филологические курсы, но покинула их накануне выпускных экзаменов для посещения скульптурного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Там Гончарова познакомилась с Михаилом Ларионовым с отделения живописи. С ним будут связана личная жизнь Натальи, и именно он подскажет ей оставить скульптуру ради живописи.
По свидетельству Марины Цветаевой, Ларионов говорил ей: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!»
Несмотря на определенную роль Ларионова в биографии художницы, Гончарова независимо от него представляет собой важную фигуру для искусства начала XX века, поскольку её работы, удивительно построенные на сближении восточных и западных традиций, также оказали влияние на формирование образа московского авангарда.
Творчество художницы можно поделить на несколько циклов.

Гоген, фовизм и неопримитивизм

Увиденная в 1906 году ретроспектива работ Поля Гогена подтолкнула Гончарову на увлечение фовизмом, что отразится в первых картинах «крестьянского» цикла, завершающегося полиптихом «Сбор винограда» 1911 года
«Крестьяне, собирающие яблоки». 1911 год. Наталья Гончарова. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
«Лев». Из полиптиха «Сбор винограда». 1911 год. Наталья Гончарова. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Неопримитивизм – центральный этап исканий этого периода, в котором соединились народное искусство и иконопись. Дух модерна наиболее ярко и самобытно выразился в работах Гончаровой на религиозные сюжеты. Здесь же, наравне с интересом к иконописи, мы можем увидеть и влияние Михаила Врубеля. Сформированную религиозную иконографию Гончаровой мы можем заметить в полиптихе «Жатва».
«Урожай». Из полиптиха «Жатва». 1911 год. Наталья Гончарова. Холст, масло. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А Врубеля
В 1910 году Гончарова поделиться тем, что её вдохновляет: это «скульптурная яркость» Фоконье, Пикассо и Брака. А через два года она добавит к этому списку скифские каменные статуи.

Ларионов, Ослиный хвост и кубофутуризм

Гончарова и Ларионов участвуют в организации первой выставки «Бубнового валета», на которой художницей были представлены более тридцати работ. Вскоре из-за различия во взглядах с Петром Кончаловским Ларионов и Гончарова покидают объединение и создают собственное — «Ослиный хвост».
В работах Гончаровой этого времени, с 1911 по 1914 год, можно увидеть и влияние ларионовского лучизма, и отход от него в кубофутуризм или абстракции. Кроме живописи, Гончарова в 1912 году участвует в футуристической прогулке по Москве, а в 1913 году – в съёмках фильма режиссёра Касьянова «Драма в кабаре №13».
Начинается период славы и известности: Наталья даёт интервью, о ней выходят статьи, на неё делают шаржи в прессе. А еще она получает приглашение от Сергея Дягилева принять участие в театральной антрепизе. С Ларионовым Гончарова уезжает в 1914 году в Париж для работы над декорациями к балету «Золотой петушок».
Эскиз декорации 3-го акта оперы-балета Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1914 год. Наталья Гончарова. Картон, графитный карандаш, акварель, аппликация, белила. ГЦТМ (Театральный музей им. Бахрушина)
Сотрудничество с Дягилевым продолжилось в 1915 году с балетом «Литургия» в Швейцарии, куда Гончарова взяла с собой книги по древнерусскому и византийскому искусству. И действительно, если мы взглянем на эти работы, то увидим, что византийские и древнерусские мозаики угадываются на орнаментах в одежде апостолов.
Илья Зданевич, автор первой биографии Гончаровой, представляет нам художницу в том её творческом многообразии, которое утвердило курс нового искусства на объединение традиций и временных стилей, таких как кубизм и футуризм.
«Однако пришлось бы очень много и долго писать и говорить, чтобы обрисовать эту женщину. Нужно было говорить о русской культуре вообще, о свойстве русской души, о духе Москвы и русской деревни и многое иное»

Французский период

Начинается Первая мировая война. Михаил Ларионов уходит в действующую армию и получает на фронте тяжелую контузию: после восстановления в госпитале пара решает покинуть Россию. Отъезд также был связан с настойчивыми приглашениями от Дягилева в 1915 году, о которых мы упоминали немного выше.
Во Франции 1920-1930-х годов художница не оставляет занятия живописью, книжную иллюстрацию, но она перестает искать новаторские приемы в искусстве, а скорее пробует себя в уже существующих стилях европейской живописи. В «Испанках» она следует особенностям декоративного кубизма, а в «Купальщице с собакой» есть что-то сюрреалистическое.
«Осенний вечер (Испанки)». Между 1922 и 1928 годом. Наталья Гончарова. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
«Купальщица с собакой». 1925-1930-е годы. Наталья Гончарова. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
В эмиграции же художница знакомится с Мариной Цветаевой, которая в конце 1920-х годов задумывала написать очерк о жене Александра Пушкина, Наталье Гончаровой, которая приходилась авангардистке двоюродной прабабушкой. После встречи Цветаева меняет изначальную идею и пишет об обеих девушках.
Красавица Россию, в лице Пушкина, каждым острием своих длинных ресниц, проглядела, труженица Россию, каждым своим мазком и штрихом, – явила. Ибо гончаровские «Испанки» такая же Россия, как пушкинский «Скупой рыцарь», полное явление русского гения, все присваивающего.
Впервые персональная выставка работ Гончаровой во Франции прошла в 1931 году. Следующая будет только в 1948 году, потом — в 1956-м. В Париже же она вместе с Ларионовым пережила войну и оккупацию.
Наталья Гончарова и Михаил Ларионов в Париже, 1956 год
Натальи Сергеевны Гончаровой не стало 17 октября 1962 года, ей было 82 года. Несмотря на тяжелый ревматизм рук, она продолжала заниматься живописью и последним, так и не реализованным проектом Гончаровой, стали эскизы к росписи католической часовни в Шеврезе. По случаю ее ухода парижский Музей современного искусства устроил ретроспективу.

Источники

  1. «Две Гончаровы». Марина Цветаева
  2. «Наталия Гончарова. Михаил Ларионов». Илья Зданевич
  3. «Художники-эмигранты. Гончарова Н.С.» Колоскова Ю.А.
  4. «Amazons of the avant-garde: Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova» by John E. Bowlt and Matthew Drutt