Материалы
Кино

9 причин посмотреть кинематограф эпохи перестройки

Причина 1: почувствовать эпоху перемен

«Асса»

режиссер Сергей Соловьев, 1987 год
Режиссер Сергей Соловьев неслучайно назвал «Ассу» «рыночным ковриком со вставками из Баха». В этой эклектике и заключается жизнь молодого поколения. Характерные черты его можно угадать в поведении мальчика Бананана, которого исполняет Сергей «Африка» Бугаев. Именно он и дал необычное название фильму. Песню, которую мы слышим в конце фильма, «Хочу перемен!» — это призыв, подтверждающий, что в новом поколении молодых людей есть немало от классического романтического настроения.

Причина 2: найти, что важно именно тебе

«Курьер»

режиссер Карен Шахназаров, 1986 год
К середине 1980-х годов старые идеалы постепенно исчезали, а новые еще не успели окончательно сформироваться, оттого сохранялась формальная сила прежнего мировоззрения. Пребывание между двумя мирами, советским и постсоветским, было хрупким и вело к неразрешенному конфликту отцов и детей. Этот раскол между поколениями шестидесятников и перестройки мы ещё не раз увидим в кинематографе, но история «Курьера» является одной из самых запоминающихся.

Причина 3: открыть новое

«Холодное лето пятьдесят третьего...»

режиссер Александр Прошкин, 1987 год
Во время перестройки многое стало возможным. В том числе, появился шанс снять кино по ранее не проходимому сценарию. Именно так и произошло с фильмом «Холодное лето пятьдесят третьего...». На волне всеобщего энтузиазма все чаще стали говорить о том, что где-то в редакторских ящиках или в письменных столах у авторов лежат произведения, которые создадут новый портрет российского кино. С киноработой Александра Прошкина так и получилось.

Причина 4: пережить смешанные чувства

«Город Зеро»

режиссер Карен Шахназаров, 1988 год
Очередной фильм Карена Шахназарова. «Город Зеро» состоит из запоминающихся, но забавных и пугающих метафор. Действие ленты происходит в неизвестном выдуманном городе, куда приехал советский инженер Варакин на время рабочей командировки. И непримечательный провинциальный город становится гоголевским местом странных событий. Поэтому если воспринимать фильм буквально, то многое окажется непонятным.

Причина 5: посмотреть на мир с разных точек зрения

«Такси-блюз»

режиссер Павел Лунгин, 1990 год
В «драме про номенклатуру и контркультуру» конфликт уже не «отцов и детей», а двух мировоззрений, существующих параллельно, которые в один момент сталкиваются. «Такси-блюз» полностью передает уже конец перестроечной эпохи и остается по-настоящему современным фильмом. Его появление стало возможным благодаря новому социальному контексту и протесту V съезда кинематографистов СССР.

Причина 6: сохранить тепло

«Дорогая Елена Сергеевна»

режиссер Эльдар Рязанов, 1988 год
Сложность периода перестройки отразилась и на творчестве Эльдара Рязанова, среди всех фильмов которого «Дорогая Елена Сергеевна» кажется ни на что не похожей работой. В ней нельзя отметить тонкой иронии и комедийных моментов, которые встречаются в предыдущих фильмах Рязанова. Здесь напротив всё лаконично и серьёзно. С киноработой произошла та же история, что и с «Холодным летом пятьдесят третьего…»: снять фильм по пьесе Людмилы Разумовской режиссеру разрешили только с наступлением перестройки.

Причина 7: посмеяться с абсурда

«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»

режиссер Сергей Соловьев, 1989 год
Сергей Соловьев запечатлел перестройку не только в «Ассе». «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» — центр перестроечной трилогии, которую сам Соловьев называл «Три песни о Родине». Фильм был снят по наитию, и он скорее состоит из череды бенефисов и мизансцен, что позволило режиссеру показать некоторую природу абсурда этого периода в истории.

Причина 8: увидеть действительность другими глазами

«Господин оформитель»

режиссер Олег Тепцов, 1988 год
«Господин оформитель» вернул мистику в кино. В 1988 году, в разгар перестройки, вышла история про художника, который в 1908 году оживил собственноручно созданный манекен. Петербург и настроение декаданса рифмуются с перестроечным духом, что подтверждается множеством исторических намеков и ассоциаций.

Причина 9: найти единомышленников

«Бакенбарды»

режиссер Юрий Мамин, 1990 год
Фильм «Бакенбарды» об обществе пушкинистов — взгляд в будущее. Юрием Маминым удивительно подмечены явления постперестроечной России, среди которых будет и развитие субкультур. Гротесково-фантасмагорическая стилистика фильма соответствует настроению эпохи, не хуже чем работы Сергея Соловьева.