ЛУГ
Культура

Костюмированный бал 1903 года

Спустя сто лет продолжаем восхищаться красотой этих костюмов
Интерес к национальному костюму зарождается в 1830-х годах в период правления Николая I, когда в женскую придворную одежду вернулись сарафаны и кокошники. Из-за этого элементы русского стиля в гардеробе долго ассоциировались именно с дворцовым платьем и официальной русской культурой. А в 1860-х годах интерес к «простонародной», то есть крестьянской одежде, будет усиливаться еще больше.
Владимир Стасов — музыкальный критик и исследователь истории русского искусства — был активным сторонником «русского стиля» в разных областях жизни: ему нравилось носить крестьянскую одежду. Интерес к идеям славянофилов также повлиял на моду на этнографические детали в одежде некрестьянского сословия в 1870-1880-х годах.
И уже в это время традиционное кружево и вышивка стали частью городской жизни. При этом одежда представителей различных профессиональных групп, как, например, извозчиков и ямщиков, довольно долго поддерживала намеренно «народный характер», активно используя головные уборы и аксессуары, характерные для великорусского крестьянства.
Модерн Серебряного века также нередко обращался к устоявшимся стереотипам о русском облике: стилизация архитектуры, декора и одежды XVII века использовалась в открытках и на плакатах. Так, атрибуты, характерные для московского быта и костюма, стали приметами русского образа и стиля.
Соотнесение русскости со временем XVII века, а исторического облика русского народа с образом эпохи Алексея Михайловича, быстро укоренилось в массовой культуре. Например, открытки, которые часто создавались по картинам и рисункам русских художников, воспроизводили этот стереотип. Они ассоциировали русскость с Москвой и боярством. Несомненно, костюмированный бал в Зимнем Дворце в 1903 году был создан по этим же образам.
Идея костюмированного бала принадлежала Александре Федоровне. Художник Павел Жуковский доказывал Николаю II и его жене, что национальные русские костюмы много художественнее фраков и шитых придворных мундиров. Императрица захотела видеть эти национальные костюмы на балу во дворце.
Фотографы Санкт-Петербурга выполняли одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями. Поэтому и сегодня мы можем увидеть мельчайшие детали костюмов. Все старинные предметы Николай II поручил выбрать в Оружейной палате своим дяде и тете, Сергею Александровичу и Елизавете Федоровне. После того, как бал прошел, все предметы были возвращены в Оружейную палату.
Костюмы для маскарада в «допетровском стиле» были разработаны художником Сергеем Сергеевичем Соломко с привлечением экспертов по эпохе царя Алексея Михайловича. Соломко не просто копировал костюмы с музейных экспонатов: основываясь на исторических образцах, художник разработал уникальный дизайн для каждого участника.