Спустя сто лет продолжаем восхищаться красотой этих костюмов
Интерес к национальному костюму зарождается в 1830-х годах в период правления Николая I, когда в женскую придворную одежду вернулись сарафаны и кокошники. Из-за этого элементы русского стиля в гардеробе долго ассоциировались именно с дворцовым платьем и официальной русской культурой. А в 1860-х годах интерес к «простонародной», то есть крестьянской одежде, будет усиливаться еще больше.
Владимир Стасов — музыкальный критик и исследователь истории русского искусства — был активным сторонником «русского стиля» в разных областях жизни: ему нравилось носить крестьянскую одежду. Интерес к идеям славянофилов также повлиял на моду на этнографические детали в одежде некрестьянского сословия в 1870-1880-х годах.
![](https://static.tildacdn.com/tild3635-6230-4431-b038-653037343665/Frame_1321317254.png)
И уже в это время традиционное кружево и вышивка стали частью городской жизни. При этом одежда представителей различных профессиональных групп, как, например, извозчиков и ямщиков, довольно долго поддерживала намеренно «народный характер», активно используя головные уборы и аксессуары, характерные для великорусского крестьянства.
![](https://static.tildacdn.com/tild3830-3236-4131-b230-366334343264/Frame_1321317255.png)
Модерн Серебряного века также нередко обращался к устоявшимся стереотипам о русском облике: стилизация архитектуры, декора и одежды XVII века использовалась в открытках и на плакатах. Так, атрибуты, характерные для московского быта и костюма, стали приметами русского образа и стиля.
![](https://static.tildacdn.com/tild6335-6637-4639-b435-373932613363/Frame_1321317256.png)
Соотнесение русскости со временем XVII века, а исторического облика русского народа с образом эпохи Алексея Михайловича, быстро укоренилось в массовой культуре. Например, открытки, которые часто создавались по картинам и рисункам русских художников, воспроизводили этот стереотип. Они ассоциировали русскость с Москвой и боярством. Несомненно, костюмированный бал в Зимнем Дворце в 1903 году был создан по этим же образам.
![](https://static.tildacdn.com/tild6165-6563-4065-b866-666233376632/Frame_1321317257.png)
Идея костюмированного бала принадлежала Александре Федоровне. Художник Павел Жуковский доказывал Николаю II и его жене, что национальные русские костюмы много художественнее фраков и шитых придворных мундиров. Императрица захотела видеть эти национальные костюмы на балу во дворце.
![](https://static.tildacdn.com/tild3430-3432-4461-a363-386562323163/Frame_1321317258.png)
Фотографы Санкт-Петербурга выполняли одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями. Поэтому и сегодня мы можем увидеть мельчайшие детали костюмов. Все старинные предметы Николай II поручил выбрать в Оружейной палате своим дяде и тете, Сергею Александровичу и Елизавете Федоровне. После того, как бал прошел, все предметы были возвращены в Оружейную палату.
![](https://static.tildacdn.com/tild3862-3832-4964-a333-353263373439/Frame_1321317259.png)
Костюмы для маскарада в «допетровском стиле» были разработаны художником Сергеем Сергеевичем Соломко с привлечением экспертов по эпохе царя Алексея Михайловича. Соломко не просто копировал костюмы с музейных экспонатов: основываясь на исторических образцах, художник разработал уникальный дизайн для каждого участника.
![](https://static.tildacdn.com/tild3537-3838-4139-b464-383237313131/Frame_1321317260.png)