ЛУГ
Искусство

Илья Кабаков

Один из наиболее важных представителей московского концептуализма. С именем Ильи Кабакова связано появление и развитие новых художественных форм в советском неофициальном искусстве: «тотальных инсталляций» и «альбомов»

Ответы экспериментальной группы

В этой работе Илья Кабаков реализует идею сосуществования изображения и текста в художественной форме. Так зародился «московский концептуализм». Фрагменты бытовых текстов с подписями говорящих обретают голоса и складываются в абсурдное повествование. Жизнь человека становится только графой в таблице, строчкой, и, таким образом, Кабаков с иронией раскрывает феномен обезличенности человека в СССР, который структурируется «официальными лицами»

Жанр альбомов

В 1970-е годы Илья Кабаков (одновременно с художников Виктором Пивоваровым) создал новый жанр — альбом. Листки с рисунками и текстами имеют художественную независимость и представляют собой завершенную работу.
Кабаков отказывается от сюжета, разделяя группы произведений только по принципу общей темы. По словам художника, «особое значение в большинстве альбомов имеет рамка. Она не просто акцентирует край листа, а очерчивает край этой пустоты, край пространства, одновременно бесконечно глубокого и одновременно льющего свет из-за этого края сюда, на меня, на зрителя».

Десять персонажей

Позже название альбома «Десять персонажей» было использовано Кабаковым в одноименной тотальной инсталляции в галерее Нью-Йорка. Она представляла собой полномасштабную модель коммунальной квартиры. Это уменьшенная копия жизни советского общества, где есть все те же персонажи и тексты , повествующие о способах бегства из этого пространства.

Ящик с мусором

Илья Кабаков. Ящик с мусором. 1981
Инсталляция «Ящик с мусором» не является тотальной, но раскрывает одну из основных тем в творчестве Ильи Кабакова. В 1980-е художник исследует мусор во многих проектах и постулирует его как «содержание вообще всей жизни и космоса». Вещи, которые вроде бы стоит выбросить, составляли значительную часть среды обитания человека в СССР: это коробки, в которых всегда можно найти газеты, банки и талоны. Более того, Кабаков разделяет мнение, что так и формировалась идентичность гражданина, поскольку хранение свидетельствовало о его благонадежности и ответственности.

Человек, улетевший в космос из своей комнаты

Илья Кабаков. Инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985) на выставке «В будущее возьмут не всех». 2018
Над одной из первых тотальных инсталляций «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» Кабаков работал три года. Она создавалась в московской мастерской художника на Сретенском бульваре. Свидетельства соседей о герое инсталляции висят у входа в комнату. А о его серьезной подготовке свидетельствуют макет квартала с домом, где отмечена линия старта на крыше, чертежи и картина, изображающая взлет ракеты с Красной площади.

Лабиринт. Альбом моей матери

Кабаков создал не так много биографических работ. Но «Лабиринт. Альбом моей матери» — исключение. Воспоминания матери Кабакова, Берты Юрьевны Солодухиной, были написаны по просьбе сына в возрасте 80 лет и отпечатаны на пишущей машинке. Вместе с ними по соседству можно увидеть фотографии Юрия Блехера, дяди художника. Берта Юрьевна видела ХХ век и переживала каждое событие, которые не могли не отразиться в ее личной истории.

Жизнь мух

Не только мусор, но и мухи являются характерной темой в творчестве Кабакова. Борис Гройс считает, что в творчестве художника мухи играют роль ангелов. Инсталляция состояла из четырех залов, последовательно примыкающих друг к другу, и каждая посвящена мушиному существованию в их собственной цивилизации. Чувство от четырех залов, рассказывающих о жизни мух, по Кабакову, должно быть тоскливым, поскольку инсталляция должна напоминать атмосферу провинциального музея с тусклым освещением.

Альтернативная история искусств

«Альтернативная история искусств» — это ретроспективы трех вымышленных художников, впервые показанные в разные годы на разных площадках. Первый — Шарль Розенталь, ученик Шагала и Малевича, в 1922 году эмигрировавший в Париж.
Вторая выставка посвящена художнику Илье Кабакову, который считает себя учеником Розенталя и родившегося в год его гибели — в 1933-м.
Третья ретроспектива — работы автора нового поколения Игоря Спивака, биография которого заканчивается в 1990-е годы.
Через три выставки с вымышленными историями Кабаков рассказывает историю искусства XX века в России.

Красный вагон

Этой инсталляцией Кабаков зафиксировал «советское время» от начала до конца. Начинается «Красный вагон» с конструктивистской лестницы, продолжается в зале со сценами из жизни страны Советов. Погружение в историю усиливается с помощью песен 1930–1940-х годов. Здесь также встречается лейтмотив творчества Кабакова — мусор, который находится около выхода из «красного вагона».