ЛУГ
Искусство

Художественные объединения XX века

Все творческое многообразие художественных объединений в истории российского искусства

«Голубая роза»

1907—1910
Художественное объединение «Голубая роза» получило название от одноимённой выставки, организованной журналом «Золотое руно». В творчестве представителей «Голубой розы» отразился декадантский дух эпохи, это можно заметить по приглушенным цветовым сочетаниям, выражающим состояние меланхолии. Вдохновителями для художников стали Виктор Борисов-Мусатов и Михаил Врубель.
Представители: П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, П. Уткин, А. Фонвизин

«Мир искусства»

1898—1924
Объединение «Мир искусства» стремилось не зависеть от воли академических школ. Они разделяли идею освобождения искусства от социально-политической направленности и придания ему чисто эстетической ценности. От этого в их работах такая романтизация и поэтизация XVIII–начала XIX веков и вообще интерес к послепетровской культуре, из-за чего их прозвали «ретроспективными мечтателями».
Представители: А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, М. Добужинский, И. Билибин

«Бубновый валет»

1911—1917
«Бубновый валет» означает «плут» или «мошенник». Для господствующих тогда символистов такое жаргонное название художественного объединения звучит странно. «Бубновалетовцы» отвергают академизм и декоративность, от них они переходят к примитивным сюжетам и упрощению формы. Вдохновением для представителей художественного объединения стали работы Гогена, Сезанна, Матисса и других французских художников.
Представители: М. Ларионов, Н. Гончарова, И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков

Рабочая группа конструктивистов Инхука

1921—1922
Созданию «рабочей группы» предшествовало объединение «Уновис». Авангардисты искали верные художественные формы для «общественного переустроения». В этом им помогали эксперименты с плоскостью, объемом, цветом и фактурой материалов. Пространственные конструкции Родченко из цикла работ «По принципу одинаковых форм» лягут в основу дизайна трансформирующейся мебели художника и его учеников во ВХУТЕМАСе.
Представители: А. Родченко, В. Степанова, К. Медунецкий, В. и Г. Стенберг, К. Иогансон

«Зорвед»

1923—1932
Название объединения авангардных художников, учеников Михаила Матюшина, представляет собой аббревиатуру, составленную из слов «взор» и «ведать». Манифестом группы стала статья Матюшина «Не искусство, а жизнь», в которой художник предложил использовать «совершенно иной способ отображения видимого» с помощью «новых пространственных восприятий». И в работах учеников Матюшина был реализован этот метод так называемого «расширенного смотрения» в живописи.
Представители: М. Матюшин, Б. Эндер, М. Эндер, К. Эндер, Ю. Эндер, Н. Гринберг

ОСТ

1925—1931
Выпускники ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа, унаследовавшие стилевые особенности конструктивизма, основали в 1925 году «Общество станковистов». Их интересовала городская повседневность и её социальная интерпретация через призму послеоктябрьской жизни. На «остовцев» оказал влияние немецкий экспрессионизм
Представители: Д. Штеренберг (председатель), Б. Волков, А. Гончаров, А. Дейнека, Ю. Пименов

Мастера аналитического искусства

1925—1941
Объединение «Мастера аналитического искусства» возникло из числа учащихся ВХУТЕИНа, которые были последователями живописного метода П. Филонова, изложенного им в работах «Сделанные картины» и «Декларация Мирового Расцвета». Основная идея этого метода — приблизиться в художественном творчестве к воспроизведению созидательных процессов природы.
Представители: Т. Глебова, Б. Гурвич, Н. Евграфов, С. Закликовская, П. Кондратьев

Лианозовская школа

конец 1950-х — середина 1970-х годов
Лианозовская школа складывалась постепенно и спонтанно через знакомства, товарищеские связи и дружбу, поэтому в их творчестве на первый план выступали вовсе не единые эстетические каноны. Группа скорее имела общее у всех желание выстроить новую поэтику действительности, интерес к творчеству друг друга и взаимную поддержку. Также постепенно к «лианозовцам» пришло и признание: в 1970–1980-х годах их публиковали за рубежом, а с 1990-х годов публикации стали появляться и в России.
Представители: Е. Кропивницкий, И. Холин, Я. Сатуновский, В. Некрасов, О. Рабин, Н. Вечтомов

«Новые художники»

1982—1987
Изначально художники объединились в 1977 году вокруг Бориса Кошелохова, самоучки, занявшегося живописью в 33 года. И уже в 1982 году появилась группа «Новых художников». Авторы вдохновлялись примитивизмом и экспрессионизмом. В целом, одна из основополагающих тенденций в их искусстве — «дикость» и «первобытный хаос».
Представители: О. Котельников, Е. Козлов, Г. Гурьянов, С. Бугаев-Африка, Т. Новиков, Н. Алексеева