Все творческое многообразие художественных объединений в истории российского искусства
«Голубая роза»
1907—1910
![](https://static.tildacdn.com/tild3761-3863-4462-b433-393738653531/Frame_1321317245.png)
Художественное объединение «Голубая роза» получило название от одноимённой выставки, организованной журналом «Золотое руно». В творчестве представителей «Голубой розы» отразился декадантский дух эпохи, это можно заметить по приглушенным цветовым сочетаниям, выражающим состояние меланхолии. Вдохновителями для художников стали Виктор Борисов-Мусатов и Михаил Врубель.
Представители: П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, П. Уткин, А. Фонвизин
«Мир искусства»
1898—1924
![](https://static.tildacdn.com/tild6361-3332-4337-b564-303733626636/Frame_1321317252.png)
Объединение «Мир искусства» стремилось не зависеть от воли академических школ. Они разделяли идею освобождения искусства от социально-политической направленности и придания ему чисто эстетической ценности. От этого в их работах такая романтизация и поэтизация XVIII–начала XIX веков и вообще интерес к послепетровской культуре, из-за чего их прозвали «ретроспективными мечтателями».
Представители: А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, М. Добужинский, И. Билибин
«Бубновый валет»
1911—1917
![](https://static.tildacdn.com/tild6633-6265-4330-b561-323338353164/Frame_1321317253.png)
«Бубновый валет» означает «плут» или «мошенник». Для господствующих тогда символистов такое жаргонное название художественного объединения звучит странно. «Бубновалетовцы» отвергают академизм и декоративность, от них они переходят к примитивным сюжетам и упрощению формы. Вдохновением для представителей художественного объединения стали работы Гогена, Сезанна, Матисса и других французских художников.
Представители: М. Ларионов, Н. Гончарова, И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков
Рабочая группа конструктивистов Инхука
1921—1922
![](https://static.tildacdn.com/tild3333-6462-4337-a431-363163393863/Frame_1321317251.png)
Созданию «рабочей группы» предшествовало объединение «Уновис». Авангардисты искали верные художественные формы для «общественного переустроения». В этом им помогали эксперименты с плоскостью, объемом, цветом и фактурой материалов. Пространственные конструкции Родченко из цикла работ «По принципу одинаковых форм» лягут в основу дизайна трансформирующейся мебели художника и его учеников во ВХУТЕМАСе.
Представители: А. Родченко, В. Степанова, К. Медунецкий, В. и Г. Стенберг, К. Иогансон
«Зорвед»
1923—1932
![](https://static.tildacdn.com/tild3536-6234-4261-a634-643931363637/Frame_1321317250.png)
Название объединения авангардных художников, учеников Михаила Матюшина, представляет собой аббревиатуру, составленную из слов «взор» и «ведать». Манифестом группы стала статья Матюшина «Не искусство, а жизнь», в которой художник предложил использовать «совершенно иной способ отображения видимого» с помощью «новых пространственных восприятий». И в работах учеников Матюшина был реализован этот метод так называемого «расширенного смотрения» в живописи.
Представители: М. Матюшин, Б. Эндер, М. Эндер, К. Эндер, Ю. Эндер, Н. Гринберг
ОСТ
1925—1931
![](https://static.tildacdn.com/tild6362-3339-4734-a665-626162386136/Frame_1321317249.png)
Выпускники ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа, унаследовавшие стилевые особенности конструктивизма, основали в 1925 году «Общество станковистов». Их интересовала городская повседневность и её социальная интерпретация через призму послеоктябрьской жизни. На «остовцев» оказал влияние немецкий экспрессионизм
Представители: Д. Штеренберг (председатель), Б. Волков, А. Гончаров, А. Дейнека, Ю. Пименов
Мастера аналитического искусства
1925—1941
![](https://static.tildacdn.com/tild3538-3664-4132-a461-353363666164/Frame_1321317248.png)
Объединение «Мастера аналитического искусства» возникло из числа учащихся ВХУТЕИНа, которые были последователями живописного метода П. Филонова, изложенного им в работах «Сделанные картины» и «Декларация Мирового Расцвета». Основная идея этого метода — приблизиться в художественном творчестве к воспроизведению созидательных процессов природы.
Представители: Т. Глебова, Б. Гурвич, Н. Евграфов, С. Закликовская, П. Кондратьев
Лианозовская школа
конец 1950-х — середина 1970-х годов
![](https://static.tildacdn.com/tild3739-3537-4735-a533-323739626535/Frame_1321317247.png)
Лианозовская школа складывалась постепенно и спонтанно через знакомства, товарищеские связи и дружбу, поэтому в их творчестве на первый план выступали вовсе не единые эстетические каноны. Группа скорее имела общее у всех желание выстроить новую поэтику действительности, интерес к творчеству друг друга и взаимную поддержку. Также постепенно к «лианозовцам» пришло и признание: в 1970–1980-х годах их публиковали за рубежом, а с 1990-х годов публикации стали появляться и в России.
Представители: Е. Кропивницкий, И. Холин, Я. Сатуновский, В. Некрасов, О. Рабин, Н. Вечтомов
«Новые художники»
1982—1987
![](https://static.tildacdn.com/tild3731-6265-4335-b161-353362626561/Frame_1321317246.png)
Изначально художники объединились в 1977 году вокруг Бориса Кошелохова, самоучки, занявшегося живописью в 33 года. И уже в 1982 году появилась группа «Новых художников». Авторы вдохновлялись примитивизмом и экспрессионизмом. В целом, одна из основополагающих тенденций в их искусстве — «дикость» и «первобытный хаос».
Представители: О. Котельников, Е. Козлов, Г. Гурьянов, С. Бугаев-Африка, Т. Новиков, Н. Алексеева