Материалы
Фольклор Культура

Культура деревни

Русалки, березки и смекалка: культура деревни в её праздничных гуляниях, традициях и сообразительности
Жизнь в деревне, праздничная и трудовая, была глубоко связана с календарными датами и периодами. Гуляния и игры, которые были к ним приурочены, и коллективные театральные импровизации, которые строятся по определенным правилам, скрывают за собой самобытные обычаи, традиции и представления.
Как, например, связаны русалки и деревенская культура? Молодые люди весной-летом, в период от Пасхи до заговенья на Петров пост, собиралась на улице, пели, водили хороводы и играли. Такие сборища назывались «зарянки». А уже в последний день, как раз на день заговенья на Петров пост, эта огромная толпа «провожала русалку».
Русалка появлялась в общем хороводе в белой одежде, с цветами и, конечно, с распущенными волосами. Она становилась центром плясок под гармошку и песни. Распространенной традицией было обливать водой всех, кто отвлечется от общего праздника и гуляния.
Особенно нравился обычай внесения в троицкий хоровод исполнения роли березки одной из девушек, но сначала готовили настоящее дерево, на которое надевали кокошник или платок, кофту, юбку и фартук. Для украшения наряда добавляли ленты, бусы и полевые цветы.
Такой карнавал содержал элементы хореографии, хора и театра и имел ритуальную историческую основу, поскольку в конце происходило «отпевание березки» на закате. Все участники праздника выходили на улицу, обычно с венками на голове, и шли к избе, где было деревце, и выносили ее из угла.
Гаданиям на венках верили не все, но так как культура деревни — это, прежде всего, коллективная культура, молодые люди не отказывались от участия в общем празднике, поскольку это, кроме того, возможность праздно провести время с ровесниками в лесу, лугу или у реки, следуя старинному обычаю, не лишенного таинственной загадочности.
Важным событием в деревне, несмотря на частный семейный характер, была свадьба. Один и тот же крестьянин мог выполнять на совершенно разных свадьбах функции дружки, поскольку ему надо знать не только порядок ведения свадьбы, но и богатый культурный материал из молитв, стихотворных обращений, присказок, а также быть способным к импровизации в разных жанрах фольклора
У крестьянской молодежи был свой «клуб». Конечно, слова такого не было, но были условно похожие формы встреч молодых людей: хоровод и посиделки. Слово «хоровод», кстати, имеет разные значения, в том числе и общение крестьянской молодежи в свободное от работы время под открытым небом: на деревенской улице, у околицы, в поле, на лугу.
Деревенской культуре вовсе не было свойственно невежество: среди крестьян встречались отдельные мастера писарских почерков и подписей. Это использовалось и во время восстаний, когда очень удачно было уметь управлять делами и «составлять в народ указы», а также «под всякие руки уметь подписываться»