Материалы
Кино

Кинематограф 2000-х

Питер, неспешные разговоры и северные пейзажи: какими работами нам представляется кинематограф 2000-х

«Возвращение», 2003

«Возвращение» имеет не только художественные аллюзии на фильмы Тарковского, но и исторические: в 2003 году дебютный фильм Звягинцева получил высшую награду, «Золотого льва», как и в 1962 году «Золотого льва» в Венеции за свой первый фильм «Иваново детство» получил Андрей Тарковский. Сам Звягинцев назвал это «поэтической рифмой, которая сложилась сама собой и которая рифмует обстоятельства помимо человеческой воли». Аскетизм и скрытый смысл «Возвращения» также роднит его с лентами 60-х-70-х годов.

«Остров», 2006

Главным условием режиссера Павла Лунгина было участие Петра Мамонова, который в итоге согласился исполнить центральную роль. В герое во многом можно увидеть личные качества музыканта, отчего игра Мамонова становится искренней и правдивой. Особенно интересен в фильме пейзаж: черно-белая графика, гладкая вода и много неба — все это создает образ русского Севера. Сюжет фильма написан Дмитрием Соболевым, учеником знаменитого сценариста Юрия Арабова.

«Питер FM», 2006

«Питер FM» стал дебютной и главной работой Оксаны Бычковой, ученицы Петра Тодоровского. Бычкова охарактеризовала фильм как «снятое для зрителей, а не фестивалей кино». И действительно в кино есть «человеческий фактор»: приятная и узнаваемая интонация, знакомая атмосфера и доступные иллюзии. В «Питере FM» слух заменяет героям зрение, и не случайно звуку в фильме придается огромное значение: в фильме много раз используется шипение, с которым переключаются радиоканалы, имитация этого звука работает как маркер поиска настоящего общения.

«Прогулка», 2003

Смысл картины составляют мелочи и недоговоренности. В фильме много актеров театра Фоменко и их присутствие оформляет «Прогулку» в оригинальное стилистическое направление: это кино, которое сочетает в себе различные жанры и стили, что создает уникальный и интересный опыт. Каждый жанр представлен в слегка измененной форме, что позволяет зрителю увидеть картину с разных сторон: комедия идет вместе с драмой, а трагедия — с гротеском.

«Русалка», 2007

Фильм, состоящий из удивительно точных деталей провинции, является сентиментальным и трагичным одновременно. К традиционному образу русалки главная героиня фильма Анны Меликян имеет разное отношение: трактовка, знакомая по Пушкину, здесь опосредована, а вот одно из распространенных обозначений русалок в восточнославянской мифологии, берегиня, имеет более очевидный мотив к происходящему на экране. Кино, в котором игра с легкостью мысли и взгляда, напоминает сказку.

«Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину», 2009

Фантазия о возвращении Поэта, которого никогда не было. Но вместе с игровыми сценами в фильме есть и документальные материалы, а также Евгений Рейн в роли самого себя. Из автобиографического эссе Бродского в фильм был перенесен мотив фотографии как метафоры памяти. Кроме этого эссе в фильме цитируются и визуализируются отрывки из более раннего эссе «Меньше единицы», в котором поэт размышляет о детстве, о родителях, о природе памяти и личности, а также о Санкт-Петербурге.

«Нежный возраст», 2000

В «Нежном возрасте» Соловьев рассказывает просто о недавней сложной отечественной истории, даже немного в карнавальном обозрении. Тем самым показывая, что действительности свойственна условность. «Нежный возраст» можно рассматривать как послесловие к перестроечной трилогии, которую сам Соловьев называл «Три песни о Родине». Режиссер окутал элегической дымкой кино, в котором есть место золотой комнате с серебряными потолками.

«Изображая жертву», 2006

Дебютный фильм Кирилла Серебренникова про следственные эксперименты с Чурсиным, Голуб и Ахеджаковой. Изначально «Изображая жертву» — это спектакль, поставленный Кириллом Серебренниковым по пьесе братьев Пресняковых. И спустя два года Серебренников решил перенести действие спектакля на экран. Ценность фильма «Изображая жертву» в особенном взгляде на поколение и в желании понять в том, что происходит сегодня с человеком.

«Русский ковчег», 2002

«Русский ковчег» Александра Сокурова снят одним дублем без остановки камеры, чем напоминает настоящий театр: актеры сменяют друг друга, пока костюмеры и реквизиторы незаметно делают свою работу за кадром. Получилось путешествие в историю, ведь камера не выходит из залов Эрмитажа, не показывая окно с современным Питером. В фильме можно увидеть директора музея Михаила Пиотровского и балерину Аллу Осипенко, которая играла у Александра Сокурова в «Скорбном бесчувствии».