Искусство первой трети XX века связывается в основном с именами художника-супрематиста Казимира Малевича, абстракциониста Василия Кандинского и фотографа Александра Родченко. Но история авангарда была бы неполной без упоминания художниц, каждая из которых представила собственный оригинальный и новаторский подход в искусстве. «Амазонками» и «скифскими наездницами» их назвал поэт-футурист Бенедикт Лившиц в 1933 году. Поэт изначально упомянул имена только трех художниц: Натальи Гончаровой, Александры Экстер и Ольги Розановой— впоследствии этот список будет дополнен Варварой Степановой, Надеждой Удальцовой и Любовой Поповой.







Художницы активно посещали Московские и Санкт-Петербургские выставки, вдохновлялись постимпрессионизмом и, конечно, были знакомы с богатой коллекцией Сергея Щукина, в которой Удальцовой особенно привлекли работы Поля Гогена. Но даже в юности им предоставлялась возможность вживую увидеть достопримечательности и музеи Западной Европы. Так, например, Надежда Удальцова в 1908 году побывала в Берлине и Дрездене, а Любовь Попова уехала со своей семьей в Италию в 1910 году, а еще через два года — во Францию.
Во время Первой мировой войны многие художники оказались оторваны от западной художественной жизни, что во многих отношениях оказало влияние на эстетическую жизнь внутри страны, которая сконцентрировалась «в себе». Свои художественные искания будущие «амазонки» продемонстрировали на футуристической выставке «Трамвай В», которая проходила тогда в Петрограде 1915 года. Кроме Натальи Гончаровой, которая уехала в Швейцарию по приглашению Сергея Дягилева для работы над спектаклем «Литургия» и Варвары Степановой, которая на тот момент еще не вошла в авангардную жизнь.

Их объединение под одним «именем» вовсе не означает, что все они тяготели к одному художественному стилю или поддерживали конкретную культурную традицию. Творчество всех шести художниц, как и авангард, разнообразно и не похоже друг на друга: отсылки на традиционную русскую культуру мы можем увидеть в работах Натальи Гончаровой, ранние эксперименты в абстракционизме — у Ольги Розановой, а красоту геометрического орнамента — у Варвары Степановой и Любови Поповой. Это обособление женского искусства позволяет нам более содержательно и подробно изучить творчество художниц, их биографии, самобытность художественного взгляда и влияние на других авторов.
Женщин стали видеть и различать на общем культурном фоне: Алексей Новицкий в свой труд по истории русского искусства от 1903 года включил специальный раздел, посвященный художницам. Изобразительное искусство авангардисток и невозможное в прежних условиях поведение и выбор профессии также означали, что начиналось художественное обновление с критикой устаревших эстетических законов и правил. У некоторых это, конечно, вызывало сильное несогласие и нежелание отказываться от привычного консервативного порядка.
Работы Натальи Гончаровой, экспонировавшиеся на выставках «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста» до 1917 года, подвергались цензуре и критике: была конфискована картина «Божество плодородия», а серия «Евангелисты» оказалась под запретом. А на ретроспективе работ Гончаровой один мужчина даже заявил о неопримитивистских и кубофутуристических картинах, что
«самое отвратительное это то, что художник — женщина».


Появилась необходимость нового языка, который соответствовал бы социальным изменениям: девушка окончательно выходит из роли «домашней художницы» или «музы», а романтическое и легкое отношение к ней сменяется отношением как к равной по творческому статусу.

Друг Натальи Гончаровой, Михаил Цетлин, поэт и меценат, высоко ценил вклад женщин в искусство, в 1916-м году он скажет:
«женщины внесли в сокровищницу мирового искусства гораздо больше, чем можно себе представить. Это они были невидимыми, неизвестными соучастниками искусства. Это они вязали кружева, вышивали, ткали ковры. Своими эстетическими устремлениями они подняли художественный уровень жизни»
Возможно, этой многовековой анонимной традицией вышивания и вязания объясняется интерес художниц-авангардисток к декоративно-прикладным видам искусства.
Вышеупомянутые нами шесть девушек явили собой пример нового типа художницы-авангардистки. Они откликались на тенденции и сами их же и определяли, участвуя во всех видях деятельности, от преподавания и до собственно самого художества. Как представительницы начала XX века, они стремились преобразовать мир через сценографию, дизайн книг, текстиль и одежду.
Молодость и свобода, которая заключалась в художницах, выразились в неопримитивистских и кубофутуристических работах. Будучи знакомыми между собой и не организовав тем не менее отдельного объединения, они на равноправной основе стали не только частью авангарда, но и ознаменовали новый период в истории искусства. То, что для девушек XIX века было мечтой, для «амазонок авангарда» стало реальностью.
В нашем курсе мы остановимся на четырех художницах: Наталье Гончаровой, Любови Поповой, Варварой Степановой и Ольги Розановой, чтобы через их творчество показать все многообразие искусства авангарда.
Источники
- «Amazons of the avant-garde: Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova» by John E. Bowlt and Matthew Drutt
- «Полутораглазый стрелец», Бенедикт Лившиц
- «Энциклопедия русского авангарда», В.Ракитин, А.Сарабьянов