Материалы
Искусство

Искусство XX века: соц-арт

Искусство способно размывать границы: рассказываем про направление в советском «неофициальном» искусстве, которое преодолевает формальные ограничения
Причастность к «неофициальному» искусству предполагала художественные эксперименты с различными стилями и направлениями. Оскар Рабин поэтизировал мещанские дома, Эрик Булатов использовал советские слоганы в качестве основы композиции, а Илья Кабаков создавал тотальные инсталляции и отражал быт коммуналки.
«Барак с луной», Оскар Рабин, 1969 год
«Барак с луной», Оскар Рабин, 1969 год
Виталий Комар и Александр Меламид же одни из первых, кто взял в качестве отправной точки иронию и пародию. Через абсурдные образы и «совмещение несовместимого» они разрушали язык власти, и переводили символы официального искусства в «человеческое измерение».
Само понятие «соц-арт» является пародией, и его появление тоже связано с довольно веселой историей, которая развернулась в 1972 году. Художники, считающиеся «неофициальными», могли заработать на жизнь, рисуя, например, портреты пионеров-героев в летнем детском лагере. Именно тогда, в процессе росписи стен, которая изобилует советской символикой, возникло направление, базирующееся с одной стороны, на американском поп-арте, с другой — на социалистическом реализме.
«Двойной портрет», 1972 год
Комара и Меламида в меньшей степени интересовал концептуализм, они стремились переосмыслить поп-арт в советской действительности. Для нового направления было придумано несколько названий. Например, был вариант «ком-арт», который расшифровывался как «коммунистическое искусство». От него пришлось отказаться из-за сильного сходства с фамилией Комара.
Энди Уорхол, Александр Меламид, Виталий Комар, 1979 год
Однако проблема в том, что поп-арт говорит нам скорее об изобилии товаров: Виталий Комар сам интересовался, а как «в стране дефицита и очередей» он может быть возможен. Поэтому в «соц-арте» тиражируются скорее идеологические образы.
«Вам хорошо!», 1972 год
Но Комар и Меламид также известны и как авторы ряда перформансов. Их работы были довольно смелыми: они, например, делали котлеты из газеты «Правда», а в роли Ленина и Сталина руководили группой для создания большой соцреалистической картины.
«Неофициальным» художникам тоже нужна площадка для выставления работ, а так как все принадлежало государству, то они искали альтернативы. Так появилась идея выйти на пустырь. Этот показ стал известен как «Бульдозерная выставка», и после уничтожения работ у художников возникла идея эмигрировать.
Уже в эмиграции Александр Меламид и Виталий Комар вместе с американским художником Дугласом Дэвисом совместно работали над серией фотомонтажей. Они сфотографировались одновременно в четыре даты, посвященные значимым событиям как в США, так и в Советском Союзе: 1 января, 1 мая, 4 июля и 7 ноября.
«Questions New York-Moscow», 1970-е годы
Стоя перед белой стеной, между ними образовалась толстая черная линия, обозначающая политическое разделение, но, в противопоставление ей, черно-белые плакаты в руках задавали несколько важных человеческих вопросов.
«Questions New York-Moscow», 1970-е годы