Курсы
Амазонки авангарда

«Посторонние ученики»

Перед тем, как начать разговор о представительницах искусства XX века, стоит упомянуть их предшественниц. Это позволит нам увидеть культурную значимость художниц XIX века, которые, не имея возможности поступления в Академию художеств вплоть до 1890-х годов, будучи в ней «посторонними учениками», активно утверждали собственное право на участие в творческой среде. Это время, когда занятия искусством у девочек поощрялись только в качестве элемента домашнего образования и у них не было в будущем возможности в полной мере, наравне с мужчинами, освоить желаемую профессию. В этом разделе мы приведем те редкие имена художниц XIX века, расскажем с какими трудностями они сталкивались и какой социальный контекст их окружал.
Сам по себе вопрос о том, почему нам известно столь малое число женских имен в искусстве до XX века, не является сложным: как и в других странах, в России женское право на получение профессионального художественного образования регулировалось в обществе не только законами, но и социальными установками. Нередко, когда женщины могли получить профессиональные навыки только у близких им мужчин-художников.

Наталья Макухина

Петр Соколов. Портрет Натальи Макухиной. Акварель. Музей «Новый Иерусалим»
Но стоит упомянуть и некоторые исключения, когда художница добивалась в творческой и профессиональной среде признания: звание академика портретной живописи Наталья Макухина, например, получила ещё в 1850-е годы, за сорок лет до того, как девушкам предоставилась возможность поступить в Академию. Но случаи, подобные этому, скорее подтверждали и показывали ту необходимость высшего художественного образования для женщин, которые все чаще начинали выходить из позиции «домашней художницы» и желали общих с мужчинами прав в профессиональной реализации.
Наталья Макухина. Портрет художника Егора Ковригина. 1840-е годы. Бумага, пастель. Государственный Русский музей.

Софья Сухово-Кобылина

Софья Сухово-Кобылина. Автопортрет. Около 1847 года. Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Как «посторонние ученики» женщины имели право участвовать в академических конкурсах. В 1854 году первой большой золотой медали за выполненные пейзажи удостоилась Софья Сухово-Кобылина, которая запечатлела момент вручения награды: заметьте, что художница — единственная женщина из всех участников церемонии.
Софья Сухово-Кобылина, «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за „Пейзаж“ с натуры». 1854 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Евдокия Михайловна Бакунина

Пётр Соколов. Акварельный портрет Евдокии Бакуниной. 1830 год.
Лучшие выпускники Академии имели право на получение пенсионерской поездки заграницу и выплату денежного пособия. Евдокия Михайловна Бакунина, которая обучалась в Академии в качестве «постороннего ученика», получила в 1834 году Большую серебряную медаль за портрет графа В.В. Мусина-Пушкина. В следующем году она стала первой женщиной, которая отправилась Академией в пенсионерскую поездку, однако в отличие от принятых правил, поездку художнице оплачивало Общество поощрения художников из собранных ими средств, а не сама Академия.
Необходимо сказать несколько слов об Обществе поощрения художников, важной институции для предмета нашего разговора, поскольку при нем существовала Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих, в которой женщины могли получить образование без присвоения статуса профессионального художника. Более того, уроки рисования могли пройти не только представительницы дворянского и купеческого сословия, но и мещанки.
Екатерина Хилкова. «Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих». 1855 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Елена Поленова

Елена Поленова. 1874 год.
Следующей художницей, кому Общество оплатило пенсионерскую поездку в Париж, была Елена Поленова. Сама Поленова неоднозначно оценивала свою способность «быть полезной русскому искусству в широком масштабе». В Париже Поленова изучала музейные коллекции и работала в мастерских художника-керамиста Евдокима Алексеевича Егорова. С 1874 по 1880-е годы у Егорова были студии в Париже, где он и его жена работали над совершенствованием ремесла и изучением французских техник. Там проводили время разные русские художники, в том числе Василий Дмитриевич и Илья Ефимович Репины.
Одной из самых узнаваемых работ в творчестве художницы является серия, посвященная русским сказкам. Поленова не была первой, кто работал над иллюстрированием сказок, но ей удалось синтезировать народное искусство, устный фольклор, иллюстрации к рукописям, средневековую архитектуру и узнаваемые пейзажи в единое целое, что и создавало атмосферу для каждого выбранного художницей сказочного сюжета.
Елена Поленова. «Зверь» («Змий»). Эскиз. Акварель, белила, карандаш. 1898 год.
Елена Поленова. Иллюстрация из журнала «Мир искусства», 1900 год.

Мария Якунчикова-Вебер

Мария Якунчикова - Вебер. Непоправимое (L’Irréparable). 1893–1894. Цветной офорт (акватинта)
С зарождением и утверждением стиля модерн в русском искусстве связано ещё одно имя, Марии Якунчиковой-Вебер. Между Марией и Еленой, познакомившимися в 1880-е годы, возникла настоящая дружба: сестра Марии вышла замуж за брата Елены, художника Василия Поленова. Сблизившись с семьей Поленовых, шестнадцатилетняя Мария попала под благоприятное влияние своей старшей подруги, от которой восприняла любовь к народному искусству и фольклору.
Якунчикова-Вебер поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1885 году вольнослушительницей вслед за сестрой. Но уже в 1889 году у девушки обнаружили туберкулез, и она уехала во Францию, где решила продолжить обучение. Академия Жульена и мастерская А. Бугеро и Р.Флери создали Марии условия для получения профессиональных навыков, познакомили её с современной художественной средой, парижскими выставками и салонами. Якунчикова-Вебер стала самобытной художницей, которая не только откликнулась на возникающие в европейском искусстве направления, но и сохранила любовь к русским пейзажам: она создала серию, посвященную Звенигороду и Абрамцеву. Позже Мария увлеклась прикладным искусством, офортом и майоликой.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева

Одной из первых девушек, получивших высшее художественное образование, стала Анна Петровна Остроумова-Лебедева, будущая участница объединения «Мир искусства». Однако и ей пришлось столкнуться с непринятием от строгого консервативного дворянского уклада: неприемлемым считалось рисование девушкой обнаженной фигуры — а как тогда художнице изучать анатомию? И поскольку также была поддерживаема социальная установка, что женский труд может быть только любительским, многим художницам, как и Остроумовой-Лебедевой, приходилось доказывать каждый раз важность собственной работы и её ценность, даже перед членами своих семей.
Анна Остроумова-Лебедева. Автопортрет. 1900-е. Собрание KGallery.
Перед тем, как в 1892 году поступить в Высшее художественное училище при Академии, Анна отучилась в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Формально устав, разрешающий женщинам получение высшего профессионального художественного образования в Академии, равного с мужчинами, вышел только 1893 году, но он, как указывают исследователи, видимо, только закреплял столь долгожданное нововведение, которое начало практиковаться еще годом ранее.
Остроумова-Лебедева испытала на себе несколько особо важных влияний, сформировавших её художественное видение: ученический академизм в школе Штиглица, поздний передвижнический реализм Репина и, наконец, особенно значимый опыт работы, приобретенный в Парижской мастерской Джеймса Уистлера. Здесь она открыла для себя гравюры Лувра и цветные офорты Марии Якунчиковой-Вебер. Анна, вернувшись в Россию, решила покинуть мастерскую Репина и начала развивать собственный гравюрный стиль.
Анна Остроумова-Лебедева, «Крюков канал», 1910 год, Ксилография (гравюра на дереве), Государственный Русский музей

{$te}


Источники

  1. «Ее жизнь в искусстве: образование, карьера и семья художницы конца ХIХ — начала ХХ века», Олеся Авраменко, Галя Леонова
  2. «Близко и глубоко чувствую вас...» Из переписки М.В. Якунчиковой и Е.Д. Поленовой, Елена Теркель
  3. «The phantom of inspiration: Elena Polenova, Mariia Iakunchikova and the emergence of modern art in Russia», Kristen M.Harkness
  4. «Творчество женщин-художниц в культуре России: На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков», Лебедева Елена