Перед тем, как начать разговор о представительницах искусства XX века, стоит упомянуть их предшественниц. Это позволит нам увидеть культурную значимость художниц XIX века, которые, не имея возможности поступления в Академию художеств вплоть до 1890-х годов, будучи в ней «посторонними учениками», активно утверждали собственное право на участие в творческой среде. Это время, когда занятия искусством у девочек поощрялись только в качестве элемента домашнего образования и у них не было в будущем возможности в полной мере, наравне с мужчинами, освоить желаемую профессию. В этом разделе мы приведем те редкие имена художниц XIX века, расскажем с какими трудностями они сталкивались и какой социальный контекст их окружал.
Сам по себе вопрос о том, почему нам известно столь малое число женских имен в искусстве до XX века, не является сложным: как и в других странах, в России женское право на получение профессионального художественного образования регулировалось в обществе не только законами, но и социальными установками. Нередко, когда женщины могли получить профессиональные навыки только у близких им мужчин-художников.
Наталья Макухина

Но стоит упомянуть и некоторые исключения, когда художница добивалась в творческой и профессиональной среде признания: звание академика портретной живописи Наталья Макухина, например, получила ещё в 1850-е годы, за сорок лет до того, как девушкам предоставилась возможность поступить в Академию. Но случаи, подобные этому, скорее подтверждали и показывали ту необходимость высшего художественного образования для женщин, которые все чаще начинали выходить из позиции «домашней художницы» и желали общих с мужчинами прав в профессиональной реализации.

Софья Сухово-Кобылина

Как «посторонние ученики» женщины имели право участвовать в академических конкурсах. В 1854 году первой большой золотой медали за выполненные пейзажи удостоилась Софья Сухово-Кобылина, которая запечатлела момент вручения награды: заметьте, что художница — единственная женщина из всех участников церемонии.

Евдокия Михайловна Бакунина

Лучшие выпускники Академии имели право на получение пенсионерской поездки заграницу и выплату денежного пособия. Евдокия Михайловна Бакунина, которая обучалась в Академии в качестве «постороннего ученика», получила в 1834 году Большую серебряную медаль за портрет графа В.В. Мусина-Пушкина. В следующем году она стала первой женщиной, которая отправилась Академией в пенсионерскую поездку, однако в отличие от принятых правил, поездку художнице оплачивало Общество поощрения художников из собранных ими средств, а не сама Академия.
Необходимо сказать несколько слов об Обществе поощрения художников, важной институции для предмета нашего разговора, поскольку при нем существовала Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих, в которой женщины могли получить образование без присвоения статуса профессионального художника. Более того, уроки рисования могли пройти не только представительницы дворянского и купеческого сословия, но и мещанки.

Елена Поленова

Следующей художницей, кому Общество оплатило пенсионерскую поездку в Париж, была Елена Поленова. Сама Поленова неоднозначно оценивала свою способность «быть полезной русскому искусству в широком масштабе». В Париже Поленова изучала музейные коллекции и работала в мастерских художника-керамиста Евдокима Алексеевича Егорова. С 1874 по 1880-е годы у Егорова были студии в Париже, где он и его жена работали над совершенствованием ремесла и изучением французских техник. Там проводили время разные русские художники, в том числе Василий Дмитриевич и Илья Ефимович Репины.
Одной из самых узнаваемых работ в творчестве художницы является серия, посвященная русским сказкам. Поленова не была первой, кто работал над иллюстрированием сказок, но ей удалось синтезировать народное искусство, устный фольклор, иллюстрации к рукописям, средневековую архитектуру и узнаваемые пейзажи в единое целое, что и создавало атмосферу для каждого выбранного художницей сказочного сюжета.


Мария Якунчикова-Вебер

С зарождением и утверждением стиля модерн в русском искусстве связано ещё одно имя, Марии Якунчиковой-Вебер. Между Марией и Еленой, познакомившимися в 1880-е годы, возникла настоящая дружба: сестра Марии вышла замуж за брата Елены, художника Василия Поленова. Сблизившись с семьей Поленовых, шестнадцатилетняя Мария попала под благоприятное влияние своей старшей подруги, от которой восприняла любовь к народному искусству и фольклору.
Якунчикова-Вебер поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1885 году вольнослушительницей вслед за сестрой. Но уже в 1889 году у девушки обнаружили туберкулез, и она уехала во Францию, где решила продолжить обучение. Академия Жульена и мастерская А. Бугеро и Р.Флери создали Марии условия для получения профессиональных навыков, познакомили её с современной художественной средой, парижскими выставками и салонами. Якунчикова-Вебер стала самобытной художницей, которая не только откликнулась на возникающие в европейском искусстве направления, но и сохранила любовь к русским пейзажам: она создала серию, посвященную Звенигороду и Абрамцеву. Позже Мария увлеклась прикладным искусством, офортом и майоликой.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева
Одной из первых девушек, получивших высшее художественное образование, стала Анна Петровна Остроумова-Лебедева, будущая участница объединения «Мир искусства». Однако и ей пришлось столкнуться с непринятием от строгого консервативного дворянского уклада: неприемлемым считалось рисование девушкой обнаженной фигуры — а как тогда художнице изучать анатомию? И поскольку также была поддерживаема социальная установка, что женский труд может быть только любительским, многим художницам, как и Остроумовой-Лебедевой, приходилось доказывать каждый раз важность собственной работы и её ценность, даже перед членами своих семей.

Перед тем, как в 1892 году поступить в Высшее художественное училище при Академии, Анна отучилась в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Формально устав, разрешающий женщинам получение высшего профессионального художественного образования в Академии, равного с мужчинами, вышел только 1893 году, но он, как указывают исследователи, видимо, только закреплял столь долгожданное нововведение, которое начало практиковаться еще годом ранее.
Остроумова-Лебедева испытала на себе несколько особо важных влияний, сформировавших её художественное видение: ученический академизм в школе Штиглица, поздний передвижнический реализм Репина и, наконец, особенно значимый опыт работы, приобретенный в Парижской мастерской Джеймса Уистлера. Здесь она открыла для себя гравюры Лувра и цветные офорты Марии Якунчиковой-Вебер. Анна, вернувшись в Россию, решила покинуть мастерскую Репина и начала развивать собственный гравюрный стиль.

{$te}
Источники
- «Ее жизнь в искусстве: образование, карьера и семья художницы конца ХIХ — начала ХХ века», Олеся Авраменко, Галя Леонова
- «Близко и глубоко чувствую вас...» Из переписки М.В. Якунчиковой и Е.Д. Поленовой, Елена Теркель
- «The phantom of inspiration: Elena Polenova, Mariia Iakunchikova and the emergence of modern art in Russia», Kristen M.Harkness
- «Творчество женщин-художниц в культуре России: На материале светского искусства XVIII - последней трети XIX веков», Лебедева Елена