ЛУГ
Театр

Знаковые спектакли в России

Смена эпох, поиск интересных форм и новое отношение к искусству: какие спектакли представляют для нас особую ценность

«Победа над Солнцем», 1913

«Победа над Солнцем» — футуристический спектакль-опера поэта Алексея Кручёных, композитора Михаила Матюшина и художника Казимира Малевича. Это одна из наиболее провокационных и нестандартных постановок XX столетия. Спектакль является прообразом сценографии современного театра. Он опередил своё время на век и положил начало для изменения музыкального театра в мире.

«Принцесса Турандот», 1922

«Принцесса Турандот» стала последним спектаклем Евгения Вахтангова и одним из самых ярких событий культурной жизни Москвы 1922 года. Аплодировал на премьере в Третьей студии МХАТ, позже ставшей Театром Вахтангова, Константин Станиславский. Этот спектакль разделил русский театр на до и после: его отголоски позже будут звучать в работах многих режиссеров и драматургов.

«Ревизор», 1926

Спектакль Всеволода Мейерхольда стал началом новой эпохи режиссерского театра. В нем были разрушены все традиции — по-новому рассмотрены задачи режиссера — он сам добавляет и изменяет реплики и даже играет главную роль. На примере «Ревизора» театральное искусство демонстрирует право быть самостоятельным от литературы.

«Три сестры», 1940

Вторая редакция спектакля по мотивам чеховских «Трех сестер» была поставлена Владимиром Немировичем-Данченко в 1940 году. Главные роли исполнили Клавдия Еланская, Алла Тарасова и Ангелина Степанова. Сразу после премьеры она была провозглашена идеальным образцом психологического театра. Позднее все постановки классической пьесы будут ориентироваться на нее, как на эталон.

«Пять вечеров», 1959

6 марта 1959 года в Большом драматическом театре состоялась премьера спектакля «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Именно эта постановка возвела БДТ в ранг первой сцены Советского Союза, а Георгия Товстоногова стали называть одним из лучших режиссёров.

После БДТ «Пять вечеров» ставили во многих театрах страны, но именно постановка Товстоногова остаётся примером исторической достоверности, своевременности и поэтичности.

«Гамлет», 1971

Таганковский «Гамлет» — диалог со временем и властью, размышление о совести и судьбе — сразу стал «главным» в стране. На смену аристократичному принцу датскому в исполнении Иннокентия Смоктуновского в сознании современников пришел Гамлет в черном свитере и джинсах.

«Юнона и Авось», 1981

Музыку к рок-опере «Юнона и Авось» написал Алексей Рыбников, а стихи – поэт Андрей Вознесенский. Спектакль стал театральным открытием сразу по нескольким причинам: со сцены столичного театра впервые зазвучал рок, а также в нём были ярко выражены религиозные мотивы, использована православная музыка. Популярность рок-оперы не ограничивалась границами СССР: в 1983 году состоялись более чем успешные гастроли театра в Париже, а в 1991 году — в Нью-Йорке.

«Служанки», 1988

Впервые спектакль по пьесе Жана Жене Роман Виктюк поставил в театре «Сатирикон». Постановка стала настоящим явлением театральной жизни сначала в Москве, потом — в целой стране. И не только благодаря составу актёров, в который вошли Константин Райкин, Николай Добрынин и Александр Зуев: зрителей и критиков удивило то, кого они играли. Тогда в прессе писали:
«Виктюк со своими «Служанками» совершил революцию, как Ленин в 1917 году».

«Три товарища», 1999

Спектаклем «Три товарища», знаковым не только для театральной сцены в целом, но и для «Современника» в частности, Галина Волчек подвела черту под 90-ми годами. Выпуская премьеру в 1999 году, она задумывала его как модель густонаселённого мира, состоящего из множества людей и судеб, в котором важны второстепенные и даже эпизодические персонажи.