ЛУГ
Архитектура

Мозаика: от Софийского собора в Новгороде до фасадов советских домов

Исторически мозаика появлялась в русском искусстве четыре раза: она украшала церкви в Древней Руси, интерьеры в XVIII веке, фасады в эпоху модерна и, наконец, разнообразные здания, от панельных домов до дворцов культуры, во второй половине XX века, когда мозаичное искусство приобрело совершенно новое звучание.
Новгородская София была украшена мозаикой еще в XI веке. Разноцветными плитами была выложена нижняя часть алтарной апсиды, и в каждой отдельной мозаичной плите орнамент изменялся в размере, цвете и форме, которая приобретала очертания квадрата, прямоугольника, ромба или лепестка.
Вскоре мозаичное искусство было забыто. Возрождается оно только в XVIII веке благодаря Михаилу Ломоносову, которому удалось в результате многочисленных опытов создать богатую палитру смальт. Одну из первых своих мозаичных картин, копию образа Богоматери с оригинала римского живописца, Ломоносов дарит императрице Елизавете Петровне.
После смерти Ломоносова мозаика опять забыта. Она вновь возвращается в храмовой архитектуре, в Исаакиевском соборе. Монферран предлагает заменить фрески в соборе их мозаичными копиями, после чего художники Раев, Солнцев, Шаповалов и Федоров отправляются в мозаичную мастерскую Ватикана и изучают там римское мозаичное искусство.
Декоративно-прикладное искусство получает расцвет во второй половине XIX столетия, когда стиль модерн возвращает популярность к монументальной живописи и скульптуре. Модерн утверждает моду на мозаичные архитектурные украшения, например, на фризах в общественных зданиях.
На создание храмовой мозаики Спаса на Крови ушло двенадцать лет, в процессе её создания работали сорок мозаичистов, а эскизы к ней создавали тридцать два художника, среди которых Виктор Васнецов и Михаил Нестеров. Поэтому и мозаики столь разнообразны, здесь соединились академизм, византийская иконопись и модерн.
Особняк Листа построен архитектором Львом Кекушевым в 1898-1899 годах. Он считается одним из первых московских зданий в стиле модерн. В декоре его фасада можно увидеть мозаичное панно с растительным орнаментом, а ещё — с яркими цветами под водой в окружении рыб.
В период перехода от конструктивизма к неоклассике появляется ар-деко. В оформлении главного зала корпуса МГУ участвовал художник Павел Корин, а Александр Дейнека выполнил портреты деятелей науки в технике флорентийской мозаики, которая передаёт дух академизма и традиций ренессансных мастеров.
В 1970-е годы монументальная мозаика по-настоящему становится самостоятельным видом искусства, и в архитектуре с этого времени мозаичные панно можно увидеть повсеместно: на фасадах главных общественных зданий, кинотеатров и, конечно, жилых домов.